24/05/24

Неуправляемая авиационная ракета RZ.65 (RZ.73) "Föhn" (Германия. 1939 - 1944 год).

1) Ракетное вооружение Германии развивалось практически параллельно с советскими реактивными снарядами, хоть и применялось в годы войны в значительно меньших масштабах. Но по конструктивному разнообразию и тактики применения немецкая ракетная техника вообще не имела себе равных среди других воюющих стран ...
Организованный Люфтваффе исследовательский центр в г. Тарневиц приступил к исследованиям, направленным на создание ракетного оружия для борьбы с самолетами противника в 1937 году. Причем усилия были сосредоточены на создание турбореактивных стабилизируемых вращением ракет. Первый относительный успех был достигнут в 1939 г., когда был концерном "Rheinmetall-Borsig" под руководством доктора Генриха Кляйна был создан снаряд R.Z.65 "Föhn", так называемый "дымовой патрон" (Rauchzylinder), представлявший собой в действительности боевую неуправляемую авиационную ракету, стабилизировавшуюся в полете вращением. Название "дымовой патрон" лежит в плоскости попытки дезинформации, с тем, чтобы убедить иностранные разведки в том, что разрабатываемые в Германии ракеты не являются боевыми. Ракета R.Z.65 имела массу 2,78 кг, длину - 262 мм, диаметр - 73 мм, диаметр двигателя - 65 мм.
Пороховой заряд разгонял ракету до 260 м/с. Немцы затратили много усилий на создание этого оружия. Неоднократно менялась конструкция соплового блока, подбиралось оптимальное число оборотов: первоначально - 4000 об/мин, затем - до 30000 об/мин. В результате удалось добиться неплохой кучности стрельбы - рассеивание около 1 м на дальности 200 м. Но возникли проблемы с двигателем - в момент старта возникали яркая вспышка и густые клубы белого дыма, которые ослепляли экипаж. В процессе испытаний топливо доработали, и яркость факела уменьшилась. Для ракеты была разработана осколочно-фугасная боевая часть с электрическим дистанционным взрывателем (основной вариант), но проводились также опыты с кумулятивной БЧ бронепробиваемостью до 80 мм.
Пуск снарядов R.Z.65 предполагали производить из 40-зарядной пусковой установки, подвешивавшейся под фюзеляжем самолета, однако значительное аэродинамическое сопротивление такой установки существенно ухудшило летные характеристики истребителей, и от нее отказались. Позднее была разработана пусковая установка револьверного типа, вмещающая восемь ракет. Такая установка, по идее, должна была заменить авиационные пушки. Но скорострельность ее (один пуск за 0,7 секунды) для воздушного боя оказалась явно недостаточной, а вес довольно приличным - 50 кг, поэтому такая ПУ не получила распространения. Основной должна была стать трубчатая пусковая установка, встраиваемая в крыло. Она имела патрубок, отогнутый вниз, для отвода выхлопных газов при выстреле. Такие установки (по три на крыло) испытывались на истребителе Fw-190. Крыло Bf-109 оказалось тонким для такой установки, поэтому трубы закрепили под крылом и закрыли обтекателем.
Информация о практическом применении ракет R.Z.65 разноречива. Различные пусковые установки испытывались на Хейнкеле Не-111, Юнкерсе Ju-88, Мессершмиттах Bf-109, Bf-110, Me-210, Ме-410, Блом унд Фосс На-137. Ряд источников утверждают, что ограниченно ракета применялась на Восточном фронте с осени 1942 года. Оснащенная бронебойной боевой частью, она имела определенный успех в борьбе с советской бронетехникой. Дальнейшим развитием этой ракеты явилась ее модификация R.Z.73, внешне почти не отличимая. Калибр R.Z.73 сохранился, увеличилась длина ее до 330 мм. Подросла масса до 3.167 кг. Также удалось поднять скорость до 360 м/с, соответственно возросла эффективная дальность до 400 м.
Первоначально R.Z.73 оснащалась фугасной боевой частью, но насущная необходимость в эффективном противотанковом средстве заставила разработать бронебойную боевую часть известную из закаленной стали. Эти ракеты также ограниченно применялись на Восточном фронте в качестве противотанкового оружия, однако большого распространения не получили ввиду небольшой дальности. Фугасные же снаряды использовались до конца войны, хотя тоже не особенно широко.
В 1944 году на ее базе была разработана неуправляемая зенитная ракета 7,3 cm R.Spr.Gr. 4609, которую планировали использовать в зенитных установках залпового огня, но до конца войны эти установки так и не были приняты на вооружение.
http://www.airwar.ru/ (Евгений Аранов) , книга «Все ракеты Второй Мировой. Единственная полная энциклопедия». Кузнецов К. А.
 
2) На какие цели нацеливался этот ракетоносец? Ракеты PZ.65, про которые я писал несколько дней назад были равно пригодны для стрельбы как по воздушным целям, так и по наземным, - да и Ju-88 известен не только как бомбардировщик, но и как тяжелый ночной истребитель. Так что я не знаю точно, но могу сказать, что тут немцы перемудрили. Ракета хорошая, но само ракетное орудие …
Непонятно почему, вместо набора однозарядных труб немцы применили на этом самолете револьверные шестизарядные орудия. Сопротивление воздуха на месте, барабан имеет такой же лоб, как шесть труб, - а больший вес, сложность и цена револьверного орудия, ограничения на скорострельность, - хорошо иллюстрируют ход немецкой конструкторской мысли. Некоторая асимметричность нижней части самолета обусловило и странную расстановку орудий, - три слева и одно справа.
Всего, стало быть, 24 ракеты. Не слишком много, но вполне прилично. Однако, дальше полигона этот самолет, как и почти все остальные носители этой безусловно неплохой ракеты не улетел. По формациям бомбардировщиков немцы приспособили 210-мм ракеты Wurfgranate 21, которые можно было пускать с безопасной дальности, и которые не пугал приличный промах, а бронированных штурмовиков для стрельбы в упор по наземным целям у них практически не было.
 
Немцы, как ни странно, относительно поздно оценили перспективы ракетного оружия на самолетах. Советские истребители и штурмовики уже вовсю применяли РСы по наземным и воздушным целям, англичане и американцы осваивали разнообразные ракеты, а немцы пребывали в задумчивости и НИОКР (что характерно : уже имея сами ракеты!). Но, рано или поздно, все случается, и начав разработки истребителя ПВО с ракетами Rheinmetall-Borsig RZ 65 (Föhn) Bordrakete в январе 1943 года - весной-летом того же года немцы, с присущим им перфекционизмом, построили вариант самолет Bf.109 F-2 с восемью ракетами RZ65 калибра 73 миллиметра.
Неплохие по всем параметрам ракеты (примерно соответствующие по ТТХ нашим РС-82, но радикально более точные в силу стабилизации вращением) размещались в довольно развитых по конструкции батареях ПУ, по четыре на крыло.
В принципе, пилоты этого самолета на испытаниях уверенно и прицельно поражали прямыми попаданиями отдельностоящие наземные цели типа "паровоз" или даже "танк", что далеко не всегда удавалось целым группам Ил-2 (с вероятностью попадания 1,1% нужно, грубо говоря, около дюжины штурмовиков на одно попадание), а это обещало нормальную стрельбу по формациям англо-американских бомбардировщиков. Аппаратура позволяла выбрать режим стрельбы и выставить необходимую задержку подрыва, исходя из параметров схождения истребителя и его целей. В общем случае ракетные батареи сводились на 500 метров, с каковой дистанции и положено было стрелять. Конечно, с прицеливанием были проблемы. Скорость полета ракет существенно меньше, чем у снарядов и пуль, поэтому нормальные атаки лучше было строить по прямой сзади или спереди.
Однако, по результатам испытаний самолет забраковали. Несмотря на хорошие характеристики самих ракет и перспективность оружия, Bf.109 оказался плохой платформой. С наростами ракетных батарей он стал недопустимо вальяжен и нетороплив при маневрировании, да и скороподъемности стало маловато.
Для подвешивания ракет требовались более мощные самолеты, и дальнейшие эксперименты с ракетами продолжились уже на самолетах тяжелее. Часто на двухмоторных, которые не так фатально страдали от подвешивания ракет : у них и так были разнесенные массы двигателей и три "лба" сопротивления, что им ракеты?
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий