31/05/24

Проект вертолётоносца / STOLV-авианосца РА 75 (Франция. 1970 - 1975 год).

1) Потребность в скорой замене устаревающих авианосцев "Клемансо" и "Фош" и решение о выводе в 1974 году из состава ВМС переклассифицированного в учебный авианосец/десантный вертолётоносец лёгкого авианосца "Арроманш" (бывший "Колоссус") послужили причиной начала в 1970 году разработки проекта десантного вертолётоносца/лёгкого STOVL авианосца PH75 ...
Первоначальные варианты были представлены проектами корабля водоизмещением от 20000 до 22000 тонн, длиной от 187 до 200 метров и доковой камерой в корме, для десантных катеров. Силовой установкой должна была стать паротурбинная мощностью 55000 л.с., применявшаяся на эсминцах типа "Турвиль", что должно было обеспечить скорость хода 27 узлов. В ходе проектирования произошла замена ГЭУ на ядерную (с резервной дизельной) для обеспечения большей автономности кораблей при проведении заморских экспедиционных операций. 27 ноября 1973 года Вероховный совет ВМС Франции принимает "Синий план" в рамках которого планировалось к 1981 году принятие в состав французских ВМС двух 18400 тонных атомных десантных вертолётоносцев/лёгких STOVL авианосцев проекта PH 75. Закладки планировалась в 1976 году. Однако финансовые трудности сначала заставили отложить "Синий план" на 5 лет, а 23 сентября 1980 года постройка двух PH 75 была отменена в пользу строительства двух лёгких авианосцев с ядерной двигательной установкой (проект PA 75), которое после многочисленных модификаций проекта (PA 78, PA 82, PA 88) задержек и изменений концепции в конце концов вылилось в поступление в состав ВМС Франции единственного ядерного многоцелевого авианосца "Шарль де Голль".
Характеристики :

Длина 208 метров
Ширина
по ватерлинии 26.5 метров
максимальная 48 метров
Осадка 6.5 метров
Стандартное водоизмещение 16400 тонн
Полное водоизмещение 18400 тонн
 
Силовая установка 1 ядерный реактор CAS-230, 2 турбины, 2 винта, мощность 65000 л.с. (48.5 МВт), 28 узлов. Две вспомогательных (аварийных) дизельных установки с запасом дизельного топлива обеспечивающим дальность хода 3000 миль на 10 узлах. Полётная палуба длинной 202 метра и максимальной шириной 46 метров обеспечивала одновременный взлёт восьми вертолётов. Два 15 тонных подъёмника выполняющих спуск/подъём авиатехники за 11 секунд. Авиационный ангар с размерениями 84 х 21 х 6.5 метров в котором могла разместиться вся авиагруппа корабля. 1000 кубических метров авиакеросина TR5 (французский аналог американского JP5). Авиагруппа: 15 вертолётов SA.330 Пума, или 10 вертолётов SA.321G Супер Фрелон, или 25 вертолётов WG-13 Линкс, или их сочетание. При использовании в качестве STOVL авианосца до 25 СКВП Харриер. Средства ПВО: 2×8 - ПУ ЗРК Crotale, 2×1 100 мм АУ Model 68. По другим данным, вместо 100-миллиметровых АУ предполагалась установка четырёх спаренных 40-миллиметровых автоматов Бофорс. Радиоэлектронные средства: БИУС Senit, две навигационные РЛС DRBN-34 Racal-Decca, РЛС обнаружения воздушных целей DRBV-26, РЛС обнаружения маловысотных воздушных/надводных целей DRBV-51С, две РЛС управления огнём DRBC-32, две ПУ постановки ложных целей Sagaie, ГАС DUBA-25. Экипаж 890 человек. Десантовместиость до 1000 морских пехотинцев, с возможным увеличением до 1500 морских пехотинцев за счёт установки разборных нар на 500 человек в авиационном ангаре. Автономность по провизии с экипажем 890 человек 45 суток, с размещением на борту до 1500 морских пехотинцев 30 суток. Проект предусматривал использование корабля в качестве флагманского и имел помещения для 50 работников штаба и помещения для госпиталя.

Дополнение

Hа судостроительной верфи в Бресте в апреле 1975 года планировалось начать строительство атомного крейсера-вертолетоносца РН75 (наименование ему еще не присвоено). В зарубежной печати сообщалось, что его основным предназначением будет обеспечение противолодочной обороны соединения кораблей на переходе морем и участие в морских десантных операциях. Корабль будет иметь следующие тактико-технические данные: стандартное водоизмещение 16400 т. полное 18400 т; наибольшая длина 208 м. ширина по ватерлинии 26,4 м, длина полетной палубы 202 м, ее ширина 46 м; главная атомная энергетическая установка мощностью 65 000 л. с. позволит развивать полную скорость хода 28 узлов. Два резервных дизеля обеспечат при скорости хода 10 узлов дальность плавания 3000 миль. На корпусе корабля будут установлены две пары успокоителей качки (носовые и кормовые). Ангарное помещение (длина 84 м, ширина 21 м. высота 6.5 м) рассчитано на 25 многоцелевых вертолетов WG13 «Линкс», или на 10 противолодочных SE321 «Супер Фрелон», или на 15 транспортно-десантных SA330 «Пума». В зависимости от решаемых крейсером задач возможны различные варианты использования вертолетов. На полетном палубе будут подготовлены площадки для четырех вертолетов «Линкс», восьми «Супер Фрелон» или восьми типа «Пума». Для подъема вертолетов на по¬летную палубу предусмотрено смонтировать за надстройкой но правому борту два подъемника. Крейсер-вертолетоносец рассчитан также на базирование в будущем самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой. Зенитное вооружение корабля составят две пусковые установки (по четыре направляющих) системы ЗУРО ближнего действия «Кроталь» и четыре спаренных 40-мм автомата «Бофорс». Экипаж 840 человек. В варианте использования крейсера в качестве флагманского корабля предусмотрены помещения для 50 штабных работников. Корабль будет иметь также специальное оборудование и помещения для развертывания на нем госпиталя. При участии в морской десантной операции сможет принять на борт 1000 морских пехотинцев, а с использованием всех дополнительных и свободных помещений — еще около 500 человек. Судя по сообщениям иностранной прессы, запасы продовольствия обеспечат автономность плавания с экипажем и штабом (890 человек) до 45 суток, а с войсками на борту (1500 человек) - до 30 суток. Проектная стоимость атомного крейсера-вертолетоносца составит 800 млн. франков. Ввести его в боевой состав флота планируется в 1980 году.

Капитан 1 ранга А. Алексеев

https://ak-12.livejournal.com/ 

2) PH-75 - проект универсального атомного вертолётоносца ВМС Франции. Предназначался для противолодочной обороны сил флота и участия в десантных операциях. Разрабатывался с начала 1970-х годов, первый корабль проекта планировалось ввести в строй в 1980 году, однако финансовые трудности вынудили отказаться от планов закладки PH-75.
 
К разработке проекта PH 75 приступили в 1970 году, в связи со скорым списанием авианосца «Арроманш», который французский флот использовал в качестве десантного вертолётоносца. Первоначальные варианты были представлены проектами корабля водоизмещением от 20 000 до 22 000 тонн, длиной от 187 до 200 метров и доковой камерой в корме, для десантных катеров. Силовой установкой должна была стать паротурбинная мощностью 55 000 л.с., применявшаяся на эсминцах типа «Турвиль», что должно было обеспечить скорость хода 27 узлов. Все три первоначальных варианта должны были иметь ангар для вертолётов длиной 90 метров, что позволяло вместить 8 вертолётов «Супер Фрелон» и 18 вертолётов «Линкс». Предполагалось размещение 600 морских пехотинцев с лёгким вооружением. Четвёртый вариант предусматривал сокращение размерности до 170 метров в длину, водоизмещение порядка 15 000 тонн, за счёт чего скорость возрастала до 28,5 узлов. Ангар мог вместить до 7 вертолётов «Супер Фрелон» и 16 «Линкс», количество морских пехотинцев на борту сокращалось до 450 человек. К 1975 году проект PH 75 был в целом подготовлен. Для обеспечения участия корабля в дальних десантных операциях он оснащался ядерной энергетической установкой, а также двумя резервными дизельными двигателями. Максимальная скорость хода должна была составить 28 узлов. Ангар длиной 84 метра, шириной 21 метр и высотой 6,5 метров рассчитывался на размещение 10 противолодочных вертолётов «Супер Фрелон» или 15 транспортно-десантных вертолётов «Пума» или 25 многоцелевых вертолётов «Линкс». Доставка вертолётов на полётную палубу осуществлялась двумя подъёмниками, размещавшимися по правому борту. Полётная палуба имела длину 202 метра и максимальную ширину 46 метров. Она обеспечивала одновременный взлёт восьми вертолётов.
Вооружение PH 75 предназначалось для самообороны от воздушного противника. Оно включало в себя две 100-миллиметровые универсальные установки Model 68 и две восьмиконтейнерные пусковые установки ЗРК «Кроталь». По другим данным, вместо 100-миллиметровых орудий предполагалась установка четырёх спаренных 40-миллиметровых автоматов «Бофорс». Корабль был приспособлен для использования в качестве флагманского и имел помещения для 50 работников штаба. Количество морских пехотинцев на борту должно было составить 1000 человек, а при использовании дополнительных помещений — 1500 человек. PH 75 имел также обширные помещения и специальное оборудование для развёртывания на нём госпиталя. Планировалось заложить атомный вертолётоносец PH 75 в апреле 1975 года на верфи арсенала в Бресте, однако финансовые трудности вынудили отложить закладку. В дальнейшем были разработаны проекты PA 75, PA 78, PA 82 и PA 88. Смена аббревиатуры в названии была связана с изменением концепции корабля — вместо PH (фр. Porte-Helicoptires) он стал именоваться PA (фр. Porte-Aeronefs) и на нём предусматривалось базирование СВВП, то есть проект становился лёгким авианосцем. В итоге французские моряки пришли к выводу о недостаточной эффективности кораблей такого класса и предпочли развивать проект полноценного авианосца с самолётами горизонтального взлёта и посадки - будущий «Шарль де Голль».
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий