31/05/24

Проект ракеты "воздух - воздух" большой дальности AAM-N-10 "Eagle" (США. 1959 - 1961 год).

1) Eagle AAM-N-10. Американская управляемая ракета класса «воздух—воздух» сверхбольшой дальности. Предназначалась для ведения воздушного боя против перспективных советских истребителей-бомбардировщиков третьего поколения с расстояния превышающего зону досягаемости их бортового вооружения. Была разработана корпорацией «Бендикс» совместно с корпорацией «Грумман» по заказу ВМС США. Согласно изначальной конструкторской идее, «Игл» должна была стать самой дальнобойной УРВВ из всех когда-либо существовавших. Для перехвата советских стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев, ракету предполагалось снаряжать ядерной боевой частью. Ракета вместе с системой управления ракетным вооружением и пусковым устройством входила в комплекс вооружения WS-404. «Игл» относилась к так называемым «эксклюзивным» ракетам, поскольку проектировалась сугубо под интеграцию в систему управления ракетным вооружением палубного истребителя-перехватчика F6D Missileer, на внешней подвеске которого предполагалось разместить до шести таких ракет. Отказ потенциального заказчика от закупок самолётов указанной модели в скором времени привёл к отказу от продолжения работы над их вооружением, что привело к сворачиванию проекта. Работы над созданием и испытанием ракеты велись в 1959—1961 годах. Проект обошёлся американской казне в $53 млн ...
Ракета «Игл» была одним из элементов программы комплексного перевооружения ВМС США, которая включала в себя разнообразные образцы нестандартного и конвенционального ракетно-артиллерийского вооружения флота. В июне 1958 года, в журнале Missiles and Rockets вышел материал, в котором сообщалось о том, что «Игл» есть предмет особой гордости флотских конструкторов-ракетчиков, «самая совершенная система класса «воздух—воздух» из когда-либо задуманных», но с выбором подрядчика для дальнейшей реализации конструкторского замысла военно-морское командование не торопилось. После того, как Главное управление вооружения ВМС США осенью 1958 года выдало требования тактико-технического задания к проектируемой ракете, в конкурс на право получения генерального подряда на проведение опытно-конструкторских работ и серийное производство ракет включилось более десятка компаний военной промышленности: Chance Vought, General Electric, United Aircraft, Westinghouse, Sperry, Douglas El Segundo, North American и командно в парах Radio Corp. of America в паре с Convair и Bendix в паре с Grumman. ТТЗ включало в себя следующее обязательное требование: Ракета должна обладать достаточной помехоустойчивостью для того, чтобы преодолеть противодействие средств радиоэлектронного подавления, бортовых станций постановки помех советских самолётов, для этого контур наведения должен быть защищённым от средств РЭП, система наведения ракеты должна быть комбинированной, включать в себя радиолокационные и оптические (инфракрасные) элементы. Аванпроекты, предложенные компаниями Douglas, North American и парой Bendix-Grumman, реализовали комбинированную систему наведения, включающую в себя бортовую станцию подсветки целей собственной разработки и активную радиолокационную головку самонаведения, разработанную компанией Sanders Associates. 2 января 1959 года было объявлено о победе тандема Bendix-Grumman, с которыми был заключен контракт на проведение дальнейших НИОКР. В работе над комплексом вооружения, включающим в себя саму ракету, пусковое устройство и сопрягаемое бортовое радиоэлектронное оборудование, участвовали следующие коммерческие структуры :
Генеральный подрядчик

Системная интеграция — Bendix Corp., Systems Division, Энн-Арбор, Мичиган;
Комплекс в целом — Bendix Aviation Corp., Мишока, Индиана;
Система наведения — Bendix Research Laboratories Division, Детройт, Мичиган (разработка); Sperry-Rand Corp., Sperry Gyroscope Division, Грейт-Нек, Лонг-Айленд (приборная реализация);
Подсистемы ракеты, сборка, заводской эксплуатационный контроль, регламентное обслуживание — Bendix Pacific Division, Северный Голливуд, Калифорния (разработка и производство);

Субподрядчики

Корпус и аэродинамические элементы, двигательная установка, пусковое устройство, вспомогательное эксплуатационно-техническое оборудование — Grumman Aircraft Engineering Corp., Бетпейдж, Лонг-Айленд;
Твердотопливный ракетный двигатель — Aerojet General Corp., Азуса, Калифорния;
Газовый аккумулятор давления — Garrett Corp., AiResearch Manufacturing Co., Лос-Анджелес, Калифорния;
Активная радиолокационная головка самонаведения — Sanders Associates, Inc., Нашуа, Нью-Гэмпшир;
Бортовая тактическая электронная вычислительная система — Litton Industries, Inc., Беверли-Хиллз, Калифорния;
Бортовая импульсно-доплеровская РЛС обнаружения целей и наведения ракет AN/APQ-81 — Westinghouse Corp., Air Arm Division, Балтимор, Мэриленд.


Общие сведения

Самолёт-носитель — F6D
Категории поражаемых целей — одиночные средства воздушного нападения типа «реактивный самолёт»

Зона обнаружения

Целеуказание бортовой РЛС — 220 км
Целеуказание с самолёта ДРЛО — 370 км
Зона пуска — 300 км
Зона поражения — 200 км
Досягаемость по высоте — 30 км

Аэродинамические характеристики

Аэродинамическая компоновочная схема — нормальная
Средняя скорость полёта на участке разгона — 4322 км/ч
Средняя скорость полёта на маршевом участке — 5557 км/ч

Массо-габаритные характеристики

Длина в стартовой конфигурации — 4800 мм
Длина разгонной ступени — 1270 мм
Длина маршевой ступени — 3530 мм
Диаметр корпуса разгонной ступени — 410 мм
Диаметр корпуса маршевой ступени — 360 мм
Диаметр оперения разгонной ступени — 1270 мм
Диаметр оперения маршевой ступени — 860 мм
Масса в стартовой конфигурации — 582 кг
Масса разгонной ступени — 287 кг
Масса маршевой ступени — 295 кг

Боевая часть

Тип БЧ — осколочно-фугасная или ядерная W42
Тип предохранительно-исполнительного механизма — дистанционного действия, радиолокационный, срабатывание на объём

Двигательная установка

Тип ДУ — двухступенчатая
Тип разгонного двигателя — РДТТ
Тип маршевого двигателя — РДТТ

 
2) Основную угрозу авианосной группировке ВМС США американские адмиралы определили совершенно правильно - крылатые ракеты большой дальности. Исследования в рамках выработки концепции создания противоракетного оружия начались в 1950-е годы. Оказалось, что наилучшим образом с ПКО способен бороться специализированный самолет, оснащенный мощной поисковой РЛС и вооруженный ракетами воздух-воздух большой дальности. Истребитель должен обладать большой дальностью и продолжительностью полета, чтобы осуществлять перехват из положения "дежурство в воздухе". В то же время его максимальная скорость может и не превышать звуковую.
В 1957 году на фирме Дуглас развернулось проектирование палубного перехватчика получившего обозначение F6D Missileer. Специально для F6D началось проектирование двухступенчатых УР большой дальности с активной головкой самонаведения XAAM-N-10 Eagle. В эпоху увлечения ракетоподобными самолетами, такими как F-104 Starfighter, Missileer выглядел весьма архаично - толстый фюзеляж с закругленным обтекателем РЛС в носовой части, двухместная кабина с расположением членов экипажа плечом к плечу, прямое крыло, под которым на внешней подвеске размещались шесть ракет (по три под каждой плоскостью). На перехватчике была установлена РЛС AN/APQ-81 фирмы Westinghouse. Определенное влияние авиационной моды сказалось на принятии решения об аннулировании программы разработки "Миссайлера", но его внешний вид здесь совершенно не причем. Фирма Douglas создавала узкоспециализированный одноцелевой самолет-перехватчик, не способный ни вести воздушный бой, ни наносить удары по наземным целям. В начале же 1960-х годов во многих странах ставку сделали на развитие многоцелевых машин - истребителей-бомбардировщиков. Через несколько месяцев после прекращения работ по "Миссайлеру" закрыли и программу создания УР Eagle. Всего в программу перехватчика F6D Missiler с ракетами AAM-N-10 Eagle было вложено около 3,4 млрд. долларов. Тем не менее проекты "Миссайлера" и УР Eagle вовсе не пошли коту под хвост. Концепция барражирующего автономного перехватчика, способного перехватывать ПКР "длинной рукой" - УР большой дальности - была востребована при проектировании флотского перехватчика. 
 
Длина, м - 4,91
Диаметр, мм - 356
Размах, м - 1,275
Стартовый вес, кг - 582
Система наведения - активная радиолокационная
БЧ – осколочно-фугасная или ядерная
Дальность, км - 204
Скорость, М - 4
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий