12/05/24

Проекты на базе конвертоплана V-22 "Osprey" (США).

Как и у многих других проектов конца 1980-х, судьба у «Bell» V-22 «Osprey» оказалась не самая завидная. Настоящий долгострой, один из немногих смелых проектов эпохи увлечения СВВП и конвертопланами, доживший до реализации в реальности, «Osprey» не смог занять то место, которое для него предназначалось. Вместо вытеснения многих типов вертолётов и самолётов «Osprey» встал лишь на вооружения неприхотливой морской пехоты США. А планов было много. На базе «Osprey» планировалось создание множества различных вспомогательных машин. Сейчас мы поговорим о проектах специальных конвертопланов на базе «Osprey» и рассмотрим проекты ударных версий V-22 ...
1. V-22 AEW. Впервые идею переоборудования Osprey в самолёт ДРЛО выдвинули англичане в 1990 году, исследуя вопрос о приобретении для своих лёгких авианосцев типа Invincible V-22. Разместить на них обычные для блока НАТО палубные самолёты ДРЛО E-2 Hawkeye было невозможно, а конвертоплан позволил бы сделать это с лёгкостью. Инженеры Bell подготовили проект установки оборудования и антенн на Osprey и передали проект на рассмотрение британцев. Но из-за урезания бюджетов по окончанию Холодной войны от планов по расширению авиагруппы авианосцев типа Invincible новыми типами воздушных судов пришлось отказаться. Впоследствии к идее V-22 AEW в Bell вернулись в инициативном порядке в 1998 году. В отличие от британского проекта радиолокационное оборудование было серьёзно доработано под размещение на V-22 и улучшено, потому характеристики комплекса ДРЛО ожидались даже выше чем у Hawkeye. V-22 AEW был предложен как флоту США, так и на экспорт. Несмотря на активную рекламную компанию V-22 AEW как идеального решения для стран, не обладающих серьёзным парком авианосцев, ни одного экспортного контракта не было заключено. Не нашёл поддержки проект и на флоте.
Интересно, что в 2015 году появилась информация о том, что Индия и Великобритания готовы заказать в США комплексы ДРЛОиУ на базе V-22, но более никаких подробностей не оглашалось. 

2. V-22 HEL. В 2001 году в рамках работ над программой Нigh Еnergy Laser Weapon System рассматривался вариант размещения твердотельного инфракрасного лазера на V-22. Предполагалось, что мощности лазера и запаса аккумуляторов хватит для поражения любых оптических систем ПВО или выведения из строя беспилотных систем. Проект не получил развития из-за высокой уязвимости носителя и малой эффективности.

3. KV-22. Ещё одним так и не осуществлённым проектом был заправщик из Osprey. Предполагалось, что такие малые танкеры позволят оперативно дозаправлять патрулирующие самолеты, в случае если это необходимо. Другим применением могло быть увеличение дальности полёта обычных V-22 или подвозка топлива для передовых вертолётных площадок. Интересным моментом была способность KV-22 пополнять свои баки в режиме зависания, тем самым экономя время. Но в итоге проект был закрыт из-за малой эффективности, V-22 оказался сам слишком прожорлив и тратил топлива, чуть ли не больше чем мог передать.
Работы над заправщиком на базе «Оспри» были продолжены в середине 2010-х годов. Выше приведённая фотография заправки F-18 датируется 2016-м годом. В 2016-м году с «Bell-Boeing Joint Project Office», что в Амарилло, штат Техас, был заключён контракт на 58.784.829 $ на разработку авиационной системы заправки для MV-22. Работы будут выполнены в Давенпорте, штат Айова (49 %); Ридли Парк, Пенсильвания (48 %); и Форт-Уэрт, штат Техас (3 %), и, как ожидается, будут завершены в июне 2019 года. Также в 2016-м году были выделены 10 400 000 $ на исследования, разработки, испытания и оценку системы военно-морским флотом. ( http://www.defense-aerospace.com/ )
 
4. SV-22. Проект противолодочного конвертоплана для флота США. Устанавливался современный поисково-прицельный комплекс для обнаружения подлодок, основное вооружение - 4 торпеды Mk.50 на внешней подвеске. Проект был предложен в 1988 году флоту США но не нашёл поддержки из-за большой стоимости и отсутствия значительных преимуществ перед обычными противолодочными вертолётами.
5. В 1986 году Bell и Boeing наконец подписали с Флотом и Корпусом морской пехоты США контракт на постройку первой испытательной партии V-22. Это привлекло к программе внимание Армии США, так как работы по теме LHX затягивались из-за пересмотра концепции. Армейцы рассматривали возможность закупки некоторого количества V-22 для проверки их пригодности для службы, так же они были заинтересованы в создании ударных вариантов конвертоплана. Bell и Boeing не могли упустить такую дополнительную прибыль, потому вскоре Армии была передана основная часть документации, а инженеры приступили к проработке проекта ударной версии аппарата. К 1987 году было готово три проекта – большой, максимально использующий конструкцию V-22, средний и малый – отличающиеся от V-22 размерами и использующими только некоторые сходные узлы. Кроме представления армейцам, информацию о проектах направили и в Корпус морской пехоты, в надежде, что они так же будут заинтересованы. Всем трём проектам было присвоено внутреннее наименование АV-22.
Большой вариант АV-22 предусматривал использование крыла и двигательных установок от раннего проекта V-22 без изменений, сохранялись все габариты исходного конвертоплана, конструкция вспомогательных элементов. Главным изменением подвергся фюзеляж – была установлена двухместная кабина с расположением пилотов друг за другом. На месте транспортного отделения размещён отсек с шестью ракетами AGM-65 Maverick, выдвигаемых из ниши перед пуском. На двух внешних точках подвески могут размещаться ракеты "Воздух-Воздух" или блоки неуправляемых ракет. Дополнительное вооружение – автопушка M197 в неподвижной установке. По всем ЛТХ большой вариант полностью соответствует V-22.
Средний вариант лишь использовал некоторые узлы V-22, при этом имел размеры сравнимые с обычными ударными вертолётами. Во многом проект продолжал идеи и конструкторские решения, заложенные в D314 и Bell ВАТ (последнего он напоминал настолько, что часто их путают). Проект серьёзно превосходил большой вариант по скорости и маневренности, но уступал по количеству носимого вооружения. Во внутренних нишах могли размещаться две ракеты "воздух-земля" или "воздух-воздух". Дополнительное вооружение - M197 в поворотной турели с ограниченными углами наведения.
Наиболее радикальным был проект малого ударного конвертоплана. За счёт уменьшения дальности и отказа от размещения оружия во внутренних нишах удалось уменьшить размер машины до размеров лёгких разведывательных вертолётов. От V-22 использовались лишь некоторые общие узлы и электронные системы. Главным преимуществом малого варианта назывались возможность оперировать практически с любых площадок и относительно невысокая цена. Для размещения вооружения предусматривались лишь две внешние точки подвеса, дополнительное вооружение - пулемёт M134 Minigun. Это единственный из трёх проектов для которого рассматривалась возможность выхода на экспортный рынок. В середине 1987 армия из-за нехватки средств отказалась от планов закупки партии Osprey, тем самым отказавшись и от ударных вариантов. Корпус Морской пехоты проявил интерес к большому варианту, рассматривая его как тяжёлый вертолёт поддержки, но нехватка средств не позволяла профинансировать этот проект. Bell и Boeing сохраняли проект АV-22 до 1990 года, в надежде на появление средств у морпехов, чего так и не произошло.
 
6. В 2002 году уже перед принятием V-22 на вооружение был поднят вопрос о практически абсолютной беззащитности вертолёта. Установка пулемёта на погрузочной рампе не удовлетворяла морпехов, высказывалась мысль о необходимости дать Osprey возможность поддерживать десант и расчищать зону высадки. В Bell была оперативно разработана установка в носу конвертоплана поворотной турели с пулемётом GAU-19. Для упрощения конструкции и ускорения сроков проектирования систему наведения предлагалось без изменений взять с AH-64 Apache. Несмотря на простоту проекта, он подвергся критике, так как большой V-22 был слишком дорог и уязвим, что бы рисковать им, оказывая огневую поддержку. Уже в 2014 году появилась информация, что Special Operations Command планирует установку такой турели на несколько V-22.
7. В 2008 году BAE по контракту с Special Operations Command разработала проект установки на Osprey своей системы Remote Guardian. Дистанционно-управляемая турель с пулемётом M134 размещается под фюзеляжем конвертоплана, что позволяет ей вести обстрел на 360 градусов в нижней полусфере. Система может работать как в автономном режиме, так и управляемая вторым пилотом. В автономном режиме система самостоятельно открывает огонь по точкам пуска зенитных ракет или по целеуказанию пехоты с земли. Предполагается, что Remote Guardian позволит оперативно поражать любые угрозы для вертолёта в конфликтах малой интенсивности против плохо вооружённого противника. Так же такая система позволит использовать V-22 как своеобразный аналог «Ганшипа»и оказывать наземным отрядом долговременную огневую поддержку. Но в 2009 году проект был закрыт, так как пулемёт M134 был слишком слаб для ведения эффективного огня по земле.
8. С необычным предложением выступил Корпус морской пехоты в 2009 году в рамках программы VMAO. Было предложено рассмотреть возможность создания проектов ударного и среднего транспортного вертолётов с прямым заимствованием крыла и двигательных установок V-22 Osprey. Предполагалось, что это позволит обновить парк подобных вертолётов за относительно малую сумму. Точная судьба этого проекта не известна, но полное отсутствие новостей об этой программе, скорее всего, говорит нам, что она была закрыта.
В качестве завершения хочется отметить, что история попыток вооружения V-22 Osprey не закончена. В 2014-2015 году Bell, Boeing и BAE провели ряд испытаний по установке вооружения на обычные МV-22 в рамках контракта с Корпусом морской пехоты. Вероятнее всего в ближайшем будущем мы ещё не раз услышим о превращении "скопы" в полноценную боевую птичку.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий