11/06/24

Опытная САУ СУ-100М (СССР. 1951-1952 год).

Первоначально на Харьковском заводе № 75 под индексом «Объект 416» разрабатывался принципиально новый танк, который должен был иметь максимальную защиту при минимальной массе. Технический проект танка «Объект 416» был закончен в 1950 году. В 1951 году был изготовлен опытный образец. После проведения предварительных испытаний был выявлен ряд дефектов, из которых были такие, как ненадёжность приводов управления и вращающихся контактных устройств, и многие другие. Из-за слишком низкой высоты боевого отделения сильно затруднялась работа экипажа. Из-за сложности одновременного управления движением и ведения огня, работы в направлении создания танка были прекращены, а сам «Объект 416» был переквалифицирован в самоходную артиллерийскую установку и получил обозначение СУ-100М. В 1952 году САУ СУ-100М прошла государственные испытания, но на вооружение принята не была ...
Самоходная артиллерийская установка «Объект 416» разрабатывалась для перевооружения танко-самоходных полков ТД, МД и СД вместо, состоявших на вооружении, но уже мо­рально устаревших САУ СУ-76М и СУ-100. ОКР по созданию артиллерийской самоходной установки закрытого типа «Объект 416» была задана заводу № 75 в Харькове Постановлением СМ СССР от 15 октября 1949 г . В марте 1950 г . завод представил на рассмотрение НТК ГБТУ разработанный КБ под руководством ВРИО главного конструктора П.П. Васильева эскизный проект и макет САУ в натуральную величину. Было отмечено, что боевая масса машины 24 т является слишком большой, а 100-мм пушку Д-10Т необходимо заменить на более мощную : 100-мм М-63 конструкции завода № 172. Кроме того рекомендовалось пересмотреть размещение экипажа и боекомплекта. Через месяц, в мае 1950 года, подкорректированный эскизный проект с размещением экипажа в башне вновь был рассмотрен в НТК ГБТУ. 27 мая 1950 года в решении по рассмотрению эскизного проекта было отмечено, что спроектированная САУ, в основном, отвечает заданным ТТТ и завод может приступить к разработке технического проекта.
10 ноября 1950 года разработанный коллективом КБ завода № 75 технический проект был утвержден для разработки рабочих чертежей и изготовления опытного образца. Проектом предусматривалось создание малогабаритной по высоте машины, вооруженной 100-мм пушкой усиленной броневой защитой за счет размещения механика-водителя во вращающейся башне. Это была первая попытка перенести рабочее место механика- водителя из носовой части корпуса во вращающуюся башню. 26 марта 1951 г . заместитель министра транспортного маши­ностроения С.Н. Махонин утвердил представленный зам. главного конструктора завода № 75 Ф.А. Мостовым график выполнения работ по САУ «Объект 416». К 1 мая 1951 г . коллективом КБ завода № 75 планировалось доработать проект по замечаниям НТК ГБТУ.
При рабочем проектировании были переработаны отдельные узлы самоходной установки. В мае 1951 г . доработка рабочего проекта была завершена. В нем дополнительно к замечаниям НТК ГБТУ был реализован ряд инициативных улучшений таких как: пневмоэлектрическая система управления была заменена более надежной и простой гидравлической системой; использовано до 1/3 от общего количества серийно выпускающихся деталей; более рационально использована масса (увеличена толщина броневых деталей за счет уменьшения массы небронированных деталей); применена эжекционная система охлаждения. К 14 августа 1951 г . завод завершил выпуск чертежей деталей изделия. Были изготовлены узлы ходовой части для проведения экспериментальных работ по съемным резиновым бандажам опорных катков. Сборка машины согласно плану должна была происходить в период с 1 ноября по 1 декабря 1951 г . В декабре планировалось провести обкатку и заводские испытания опытного образца.
Однако из-за срыва поставки башни заводом № 200 и двигателя Челябинским Кировским заводом сборка экспериментального образца на заводе № 75 была начата только 29 марта 1952 г . В третьей декаде апреля машина была собрана. В конце мая 1952 г . экспериментальный образец был предъявлен представителю заказчика, а с 19 июня начались его заводские испытания по специальной программе на Чугуевском полигоне. Во время испытаний, завершившихся 12 ноября 1952 г ., были выполнены мероприятия, направленные на улучшение конструкции трансмиссии. В 1953 г . была проведена доработка системы охлаждения двигателя, конструкции траков, амортизаторов и маслонасоса гидросистемы трансмиссии. Летом 1953 г . был изготовлен опытный образец самоходной установки. После ходовых испытаний на заводе опытный образец был отправлен на Ленинградский артиллерийский полигон, где производились испытания по программе ГАУ с 11 августа до 14 декабря 1953 г . По окончании испытаний был произведен контрольный 100 км пробег самоходной установки по сильнопересеченной местности. Общий пробег к концу испытаний составил 2994 км . Испытания показали сложность одновременного управления из вращающейся башни движением и огнем. Дальнейшие работы по созданию этой самоходной установки были признаны нецелесообразными.
Компоновка самоходной установки «Объект 416» была выполнена по схеме с передним расположением МТО и кормовым размещением боевого отделения. Все четверо членов экипажа располагались в боевом отделении. Слева от пушки располагались рабочие места наводчика и командира машины, справа от пушки - механика-водителя и заряжающего. Такая схема общей компоновки позволила получить малую высоту машины по крыше башни ( 1823 мм ), но усложнила работу заряжающего, которому приходилось действовать или сидя, или стоя на коленях на полу боевого отделения. Оригинально была спроектирована конструкция рабочего места механика-водителя. Независимо от положения продольной оси башни относительно корпуса САУ рабочее место механика-водителя с помощью специальных устройств было постоянно ориентировано в направлении продольной оси корпуса самоходной установки. Однако размещение механика-водителя не в центре башни требовало от него определенных навыков при вождении.
Основным оружием САУ была 100-мм нарезная пушка М-63 с щелевым дульным тормозом, располагалось во вращающейся башне. Эта пушка была разработана в ОКБ завода № 172 на базе 100-мм танковой пушки Д10Т. Длина ствола составляла 58 калибров. В конструкции пушки М-63 была применена система продувки канала ствола воздухом после выстрела. Боевая скорострельность пушки составляла 5-6 выстр./мин. Это достигалось за счет применения механизированной подачи выстрела на линию заряжания и механизированной досылки выстрела в канал ствола. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМ. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический прицел ТШ2-22, с закрытых огневых позиций – панорама С-71. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +15°, горизонтальной – 360° при стрельбе с места и 150° - при стрельбе схода. Максимальная дальность стрельбы достигала 16 000 м . Боекомплект к основному оружию состоял из 35 унитарных выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, к вспомогательному – 1000 патронов.
Броневая защита – противоснарядная. Корпус был сварен из катаных броневых листов толщиной 20, 45, 60 и 75 мм . Максимальная толщина лобовой части литой башни составляла 110 мм . Для маскировки применялись две большие дымовые (аэрозольные) шашки, которые располагались в кормовой части машины и дистанционно поджигались с помощью электрозапалов. При необходимости шашка могла быть сброшена с машины с помощью специального механизма.
В силовой установке был применен двенадцатицилиндровый четырехтактный оппозитный дизель ДГ мощностью 294 кВт ( 400 л .с.). Он был установлен в моторно-трансмиссионном отделении поперек корпуса машины. В жидкостной системе охлаждения для создания потока охлаждающего воздуха был применен эжектор. Емкость основных топливных баков составляла 420 л , что обеспечивало машине на одной заправке запас хода до 260 км в зависимости от дорожно-грунтовых условий.
В состав механической трансмиссии входили многодисковый главный фрикцион сухого трения, двухвальная пятисту­пенчатая коробка передач с синхронизаторами на высших передачах, понижающий редуктор, два двухступенчатых ПМП и два однорядных простых бортовых редуктора. От коробки передач осуществлялся отбор мощности на воздушный компрессор АК-150М и масляный насос. Управление движением машины из вращающейся башни осуществлялось гидравлическими приводами. Переключение передач преселекторное, то есть сначала с помощью кулисы устанавливалась требуемая передача, а в нужный момент нажатием педали происходило ее включение. В гидравлических приводах имелись два гидрообъемных механизма, обеспечивавших автономное вращение полика боевого отделения и рабочего места механика-водителя. В ходовой части самоходной установки применялись индивидуальная моноторсионная подвеска, двенадцать однодисковых опорных катков с наружной амортизацией, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и гусеницы с ОМШ. Ведущие колеса цевочного зацепления с гусеницами располагались в носовой части машины.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий