03/06/24

Опытный бронетранспортёр ЗиЛ-153 (СССР. 1959 год).

1) Бронетранспортер ЗИЛ-153 представлял собой плавающую, машину повышенной проходимости с колесной формулой 6x6. ОКР по созданию БТР, предназначенного для замены ВТР-152, проводилась в конструкторском бюро ЗИЛ под руководством И.П. Орлова на основании Постановления СМ СССР от 16 июля 1959 года ...
Согласно ТТТ боевая масса бронетранспортера не должна была превышать 10 т. В броневом корпусе, имевшем противопульную защиту, необходимо было разместить 16 членов боевого расчета. Для обеспечения преодоления водных преград со скоростью 9-10 км/ч БТР должен был быть оборудован или водометным движителем, или гребным винтом. Опытный образец в полном соответствии заданным ТТТ был изготовлен на заводе в конце 1959 г., а в конце 1960 г. он успешно прошел полигонные испытания. Планировалось изготовить установочную партию из 10 машин, для которых Выксунскому заводу дробильно-размольного оборудования были заказаны бронекорпуса. Однако в связи с принятием на вооружение Советской армии бронетранспортера БТР-60П, дальнейшие работы по БТР ЗИЛ-153 были прекращены.
Схема общей компоновки бронетранспортера ЗИЛ-153 предусматривала кормовое расположение отделения силовой установки и переднее расположение отделения управления. В состав экипажа входили два человека, в десантном отделении размещались 16 человек. Сварной полностью бронированный корпус имел противопульную защиту. Он изготавливался из броневых листов, максимальная толщина которых составляла 13 мм. Основу силовой установки составлял V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-375 мощностью 132 кВт (180 л.с.). Для повышения удельной мощности бронетранспортера велись работы по проектированию двигателя Урал-ЗИС-376 мощностью 165 кВт (225 л.с.). .Запас хода по шоссе достигал 600 км. В гидромеханической трансмиссии были применены гидротрансформатор и пятиступенчатая коробка передач. Трансмиссия была выполнена по Н-образной схеме с блокируемым межбортовым дифференциалом. В ходовой части бронетранспортера ЗИЛ-153 были применены независимая торсионная подвеска и широкопрофильные шины большого диаметра. Клиренс БТР составлял 600 мм. Движение на плаву осуществлялось с помощью двух водометов. Запас плавучести составлял 25%. Крайние пары колес были управляемыми, что обеспечивало меньший радиус поворота по сравнению с машинами, имеющими управляемыми две передние пары колес. В носовой части корпуса БТР ЗИЛ-153 была установлена лебедка для самовытаскивания. Машина преодолевала подъемы крутизной до 30° и рвы шириной до 1,8 м. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Номинальное напряжение бортовой сети составляло 12 В. Для обеспечения внешней связи бронетранспортер был оснащен радиостанцией Р-113. Базовое шасси бронетранспортера ЗИЛ-153 предполагалось использовать для создания колесной БМП «Объект 851».
ТТХ :

Боевая масса - 10 т
экипаж - 2 чел.
десант - 16 чел.
вооружение: пулемет - 7,62 мм
броневая защита - противопульная
мощность двигателя - 132 кВт (180 л.с.)
максимальная скорость - 90 км/ч (на плаву - 10 км/ч)
колесная формула - 6x6
 
Солянкин А.Г. «Отечественные бронированные машины. XX век. Том 3»
 
2) В конце 1950-х годов армейские заказчики потребовали от разработчиков расширить возможности бронетранспортеров — было необходимо повысить удельную мощность в 1,5-2 раза и придать способность преодолевать водные преграды с ходу — без предварительной подготовки. Возможности БТР-152 и даже БТР-Э152В были признаны недостаточными.
За решение этой задачи на конкурсной основе взялся ряд конструкторских коллективов, среди которых оказался и коллектив специального конструкторского бюро (СКБ) ЗиЛа. Здесь в 1957 году был разработан и в 1959 году построен прототип плавающего бронетранспортера ЗиЛ-153 с полностью закрытым сварным корпусом из броневых катаных листов. Силовая установка и трансмиссия расположены в кормовой части корпуса. Полноприводное шестиколесное шасси (6х6) с почти равным расположением осей опиралось сверхупругие шины большого сечения (16,00-20") с регулируемым давлением. Система управления включала в себя два гидравлических усилителя руля, что было необходимо для возможности управлять поворотом колес передней и задней осей одновременно. На машину установили новый V-образный двигатель с бесступенчатым гидротрансформатором и пятиступенчатой коробкой передач ЯАЗ (Н-образная кинематическая схема была применена для упрощения - понадобился всего один межбортовой дифференциал). Подвеска всех колес независимая, на торсионах. Колесные редукторы, герметичные тормоза и водометные движители позаимствовали у ЗиЛ-135Б. Устанавливалась также лебедка с максимальным усилием, достаточным для самовытаскивания. Машина оснащалась радиостанцией Р-113.
Испытания в 1960 году были пройдены с положительной оценкой, но производство установочной партии из 10 машин (были изготовлены корпуса) было свернуто — тогда в конкурсе победил бронетранспортер ГАЗ-49 (БТР-60П), созданный в КБ ГАЗа.
В настоящее время прототип серии ЗиЛ-153 хранится в танковом музее в Кубинке. Попытки продолжения разработки машин этой серии привели к созданию проектов «851» и «852», однако в металле они воплощены не были.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий