06/06/24

Опытный танк МВТ-80 (Великобритания. 1976 - 1980 год).

1) Данная статья является пятой в цикле статей Эда Фрэнсиса о проектах британской бронетехники времен холодной войны и посвящена проекту основного боевого танка MBT-80. По словам Эда Фрэнсиса «за последние несколько лет в Интернете много говорится о проекте основного боевого танка MBT-80, но в большинстве случаев эта информация ошибочна».Так что пришло время прояснить ситуацию ...
Первые упоминания о том, во что может воплотиться проект MBT-80, относятся к началу 1970-х годов. Один из самых ранних отчетов был написан членом научно-исследовательского центра боевых машин (Fighting Vehicle Research and Development Establishment – FVRDE) и касался танка, который в начале 1980-х годов и в последующий период должен был заменить основной танк Chieftain. Автором отчета был г-н Т. К. Леггетт (T.C. Leggett) из состава отдела координации (согласования) проектов (техники на гусеничном ходу) (Project Coordination Branch [tracked]) выделил некоторые вопросы и предложения в неформальной докладной записке, посвященной данному вопросу. Первое замечание г-на Леггетта заключалась в том, что любая государственная спецификация в конечном итоге потребует увеличения веса будущего основного боевого танка до 45 тонн. Вторым замечанием г-на Леггетта было указание на то, что предыдущие предложения с максимальным весом в 30 тонн совершенно неосуществимы с учетом тенденции увеличения массы в развитии танков. В докладной записке г-на Леггетт предложил провести обширное исследование для определения улучшений, которые могут быть достигнуты с использованием результатов усовершенствований танка Chieftain, которые могут быть сделаны в течение продолжительного времени. Г-н Леггетт оптимистично полагал, что применение данных улучшений совместно с последними техническими разработками в области производства бронетехники приведет к принятию нового танка на вооружение в 1973 году. Следует отметить, что в то время шли работы в рамках совместной британско-западногерманской программы FMBT-70, и если бы для ее запланированных результатов не были бы выделены номера боевых машин FV (Fighting Vehicle), то можно было бы предположить, что речь шла именно о предложении г-на Леггетта. MBT-80, получивший обозначение FV4601, никогда не имел официального персонализированного обозначения и известен исключительно под обозначением MBT-80. Этот танк должен был иметь экипаж из четырех человек, башню кругового вращения и усовершенствованную британскую 120-мм нарезную пушку. MBT-80 должен был иметь удельную мощность 25 л.с./т и отличаться толстыми плитами новой брони «чобхэм» во всей лобовой проекции, включая и нижний лобовой лист. В отличие от большинства других основных боевых танков борта MBT-80 также защищались плитами брони «чобхэм». В состав стандартного оборудования должна была быть вклюючена усовершенствованная система управления огнем, способная с почти 100% вероятностью поражать технику противника с первого выстрела не только с места, но и в движении. В качестве силовой установки был выбран 1500-сильный двигатель Rolls Royce CV12 Condor; альтернативным вариантом была газовая турбина XM1. На ходовую часть мощность должна была передаваться посредством трансмиссии David Brown TN28.
Новая британская 120-мм нарезная пушка XL28 должна была вести огонь бронебойными снарядами с сердечником из обедненного урана и с раздельно-гильзовым заряжанием, способными уничтожить любой советский танк того времени на дальности 3500 метров. Также пушка должна была вести огонь дымовыми снарядами и бронебойно-фугасными снарядами со сминаемой головной частью. Первоначально боезапас должен был составлять 50 снарядов, но позднее он был сокращен до 45. В целях повышения живучести боезапас должен был находиться ниже погона башни. Для непосредственной защиты от пехоты противника танк должен был быть оснащен 7,62-мм скорострельным пулеметом Hughes и пулеметом командира. Наводчик и командир должны были быть оснащены полноценными электронно-оптическими системами, дневной и ночной прицелами, лазерными дальномерами, измерительно-следящими системами и тепловизорами. Лазерный дальномер и тепловизор должны были быть объединены в новую и революционную панорамную систему PANTIL (Panoramic, Thermal Imager, Laser Integrated Sight). В соответствии с британской практикой того периода экипаж должен был иметь максимальные шансы на выживание. Для этого плиты брони «чобхэм» должны были быть достаточно толстыми, чтобы противостоять всему спектру советского вооружения, которым советская сторона могла атаковать MBT-80. Так, например, броня танка должна была противостоять советским 125-мм бронебойным и кумулятивным снарядам на дальности прямого выстрела. Борта, верх и задняя сторона танка должны были быть защищены от бронебойных пуль 14,5-мм крупнокалиберного пулемета и осколков 152-мм фугасного снаряда, взорвавшегося на расстоянии 10 метров. Для облегчения материально-технического обеспечения и технического обслуживания в мирное время предполагалось при повседневной эксплуатации снять несколько плит брони «чобхэм». Во всех отношениях основная броня корпуса танка MBT-80 была совершеннее, чем у основных боевых танков того периода за счет комбинированного каркаса, изготовленного из пластин стали и алюминия. Элементы комбинированного каркаса должны были соединяться между собой с помощью разнотолщинных стыков и сварки взрывом (сварочный процесс, который использует взрывы высокой точности для соединения двух разнородных металлов с сохранением механических, электрических и коррозионных свойств обоих) для наиболее прочного их соединения. Все элементы комбинированного каркаса, которые имели большую вероятность быть пораженными средствами противника, были стальными, тогда как участки, где вероятность попадания была небольшой или вес пластин будет иметь незначительную разницу (как, например, задняя сторона), были алюминиевыми. Для улучшения характеристик проходимости по пересеченной местности была выбрана гидропневматическая подвеска с семью парами опорных катков с резиновой ошиновкой. Траки у MBT-80 должны были быть того же типа, что и на XM1. Изображение, приведенное в данной статье, представляет собой масштабную модель MBT-80, которая хранится в Бовингтоне и которая ранее не публиковалась. Как можно увидеть, что несмотря на некоторые очевидные сходства с боевыми машинами ATR, которые были частью процесса разработки MBT-80 и его окончательный вариант отличался от обоих ATR. Хотя это не самый полный рассказ о MBT-80, он позволяет пролить свет на этот проект британского танка, являющийся предметом самых многочисленных спекуляций. Окончательный выбор в пользу FV4030 Challenger и отказ от MBT-80 является не только спорным, но и затянутым. По правде говоря, вполне вероятно, что британская армия (и британская танковая промышленность) потеряли прекрасную возможность. На бумаге MBT-80 был очень перспективным проектом с настолько значительным потенциалом модернизации, что Challenger 2 мог бы стать попросту ненужным. Что же касается потенциального экспорта, то этот проект, возможно, имел бы гораздо лучшие перспективы.
 
https://alternathistory.ru/ (Иван Бякин).
 
2) Несмотря на провал программы МБТ-70, англо-немецкий консорциум решил встать на те же грабли - попробовать создать совместный танк, который должен был заменить в Великобритании «Чифтейна», а в ФРГ – «Леопард-1». Новая машина должна была называться в зависимости от места рождения MBT-80 или Kpz-80, работы стартовали в 1972 году и шли весьма бодро. Поначалу. Но по мере продвижения работ, противоречия между сторонами нарастали (главное из-за пушки : немцы продвигали гладкоствольную, а британцы насмерть уперлись в нарезную) и пять лет спустя, в 1977 году, программа была аннулирована. Но у немцев был уже на подходе «Leopard-2», а вот британцы остались у разбитого корыта. С «Чифтейнами», напомню, танками неплохими, но 1966 года принятия на вооружение.
Так вот, в течение двух лет, 1978-1979, велась разработка национального танка МВТ-80 с использованием задела, наработанного в рамках англо-германской программы. Практически в неизменном виде остался корпус FV4030, который для снижения веса сделали стальным впереди - и из алюминиево-стальных сэндвичей по бортам и сзади. Правда, из-за несовершенства соединения таких панелей со временем в корпусе танка образовались трещины (а может это электрохимия нагадила - непонятно уже).
Зато, в части башни и вооружения англичане, с облегчением вздохнув, сделали по своему. Машина для испытаний получила довольно хитрой конструкции башню : вроде бы от FV4211 (или аналога), но с навеской дополнительного железа, для имитации веса будущей настоящей башни MBT-80, с традиционной английской нарезной пушкой раздельного заряжания. А вот с электроникой и СУО не стеснялись: машина имела интегральную цифровую шину передачи данных (ну и компьютер, конечно, который все это обрабатывал и вырабатывал установки для стрельбы), тепловизор, панорамный стабилизированный прицел командира, лазерный дальномер. По меркам конца 1970-х просто шикарно.
В общем программа шла полным ходом, результаты были интересны, как вдруг разработчикам подставили ножку … иранские мусульманские радикалы. После революции в Иране оказался аннулирован заказ на продукт глубокой модернизации «Чифтейна», танк Шир-2, который собирался покупать Иран. Тогда, сравнив затраты и достигнутые результаты, а особенно учитывая преемственность для иранской машины с уже стоящим на вооружении «Чифтейном» (с точки зрения сервиса, логистики и обучения танкистов) британцы решили что машину MBT-80 лучше совсем прикрыть, а для собственных нужд еще немного доработать экспортную поделку. Вот так MBT-80 оказался в запасниках Бовингтона, а Шир-2 превратился в Челленджера.
 

3) FV4601 MBT-80 - проект британского основного боевого танка (ОБТ) третьего поколения, создавался для замены в бронетанковых частях ОБТ FV 4201 Chieftain в рамках программы перевооружения и переоснащения парка бронетехники Армии Великобритании, а также для экспорта за рубеж. Программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществлялась в 1976—1980 годы по заказу Генерального штаба Вооружённых сил Великобритании. Заказ на производство предусматривал поставку в армию около тысячи машин. Проект был отклонён Армейским комитетом (заказчиком) в 1980 году, выбор был сделан в пользу танка FV4030/4 Challenger.

Танк MBT-80 создавался с целью противостоять всем действующим и перспективным угрозам со стороны бронетанковых сил стран Варшавского договора. Для этого планировалось оснастить MBT-80 новой нарезной 120 мм пушкой EXP-28M1, передовой комбинированной многослойной бронёй и ходовой частью, обеспечивающей увеличение подвижности танка. Планировался для замены танка «Чифтен» - основного танка вооружённых сил Великобритании. Другими отличительными особенностями проекта являлись: использование трансмиссии TN-38 компании David Brown Gear Industries, стабилизированного командирского панорамного прицела Sperry/Vickers и новейшей электронной аппаратуры на базе микропроцессоров Ferranti F100-L.
Прототипы американского XM1, оснащённого бронёй «чобхэм» британской разработки, были собраны в 1976 году. После их тщательного их изучения британскими специалистами у последних появился ряд вопросов. Особое внимание было обращено на 105-мм пушку, которая, по их мнению, не обладала способностью поражать новейшие советские танки на больших дистанциях стрельбы, что являлось предпочтительным требованием британского танкостроения. Кроме того бронирование XM1 предназначалось и было рассчитано на защиту от 115-мм оперённых подкалиберных снарядов (БОПС), либо от 125-мм кумулятивных снарядов, но было неспособно выдержать поражение 125-мм БОПС на приемлемых дальностях. Планировалось, что новый проект будет основываться на работах, уже выполненных Military Vehicles and Engineering Establishment (MVEE) в 1968 году. Тогда был изготовлен прототип танка с необитаемой башней. Затем в 1978 году последовал другой прототип, оснащенный броней Chobham. Последний под обозначением FV4211 базировался на конструкции Chieftain. При проектировании концептуально рассматривались три уровня бронезащиты танка MBT-80. Три уровня защиты башни по БПС (эквиваленты по стали): 430, 480 и 540 мм. У корпуса (ВЛД) – 430 мм. При боевой массе 54,8 т: лоб башни/лоб корпуса 430/430 мм, что примерно соответствует уровню Т-64А с дополнительной плитой на ВЛД. При боевой массе 63,6 т: лоб башни/лоб корпуса 480/430 мм. При боевой массе 67,3 т: лоб башни/лоб корпуса 540/430 мм, что примерно соответствует уровню бронирования Т-72Б.
В работе над проектом MBT-80 участвовали следующие предприятия :

Частный сектор

Генеральный негосударственный подрядчик работ по проекту — Rolls-Royce Ltd;
Двигательная установка — AVCO и Lycoming Turbine Engine Division (исходно и до июля 1979 г.) Rolls-Royce Military Engine Division (после смены субподрядчика в июле 1979 г. и до закрытия проекта);
Агрегат турбонаддува — Holset Engineering Company Ltd (для двигателей производства Rolls-Royce Motors);
Подвеска — Dunlop Suspension Division;
Трансмиссия — David Brown Gear Industries Ltd;
Бортовое электронное оборудование — Ferranti Semiconductor Ltd;
Оптические приборы и прицельные приспособления — Millennium Equipment Ltd (MEL), Sperry Gyroscope Company и Vickers, Inc.;
Система вентилляции — Airscrew Howden Ltd;
Курсовой пулемёт — Hughes Aircraft Company (рассматривалась в качестве потенциального субподрядчика).

Государственный сектор

Танковая пушка и боеприпасы к ней — Royal Armament Research and Development Establishment (RARDE);
Серийное производство и сборка — Royal Ordnance Factory (ROF) Leeds.
Работы над проектом в рамках национальной программы начались вскоре после отмены в 1976 году совместного англо-германского проекта создания нового основного танка KPz 80 (сокр. от нем. Kampfpanzer 70). Исходно, проект MBT-80 также носил международный характер, по мере развития смещаясь ко всё более национальному варианту, от международных заказов в сторону выбора британских производителей, так например, на начальном этапе проектирования рассматривались варианты заказа американского или западногерманского двигателя, после первоначальных поисков было решено установить на танк газотурбинный двигатель Avco-Lycoming AGT-1500, однако, впоследствии выбор был сделан в пользу турбодизельного Rolls-Royce Condor V-12, разработанного специально для нового ОБТ. Корпус танка комбинированный, выполнен из стали и алюминиевого сплава, на который навешивались блоки брони «Чобхэм». Башня, выполненная по «виндзорской» схеме, была изготовлена из высокопрочной стали. Постановка нового танка MBT-80 на вооружение была запланирована на 1980 год, замещение парка устаревших машин до начала 1990-х годов. Танк предполагалось оснастить тогда же разработанной комбинированной бронёй Чобхэм (англ. Chobham armour), которая обеспечивала более высокую степень броневой защиты в сравнении с традиционными вариантами бронирования, что означало, что MBT-80 будет иметь гораздо более высокие бронезащиту и ходовые качества, нежели «Чифтэн». Аргументом в пользу производства MBT-80 была необходимость загрузки работой государственных военно-промышленных предприятий, в первую очередь Королевского оружейного завода в г. Лидс, находившегося под угрозой закрытия, для которого в связи с программой запуска в серийное производство MBT-80 открывались хорошие перспективы организации производства и загрузки производственных мощностей. Другим важным соображением в пользу продолжения работ над MBT-80, был отказ Иранского правительства от закупки разрабатывавшегося на экспорт специально для Иранской имперской армии танка FV 4030/3 Shir 2 (фактически являвшегося экспортным вариантом MBT-80) в результате Иранской революции 1979 года и смены политического режима, был снят с повестки дня вопрос британо-иранского военно-технического сотрудничества. Затянувшееся ожидание ввода в строй и начала серийного производства MBT-80 не позволило провести реорганизационные мероприятия в батальонно-полковом звене, которые заключались в том, чтобы методом доукомплектования бронетехникой (преимущественно ОБТ) перевести на новые штаты существующие бронетанковые разведывательные полки (armoured reconnaissance regiments), сделав их просто бронетанковыми полками (armoured regiments). Несмотря на это, Кабинет министров под председательством Маргарет Тэтчер с самого начала своего срока правления оказывал широкую поддержку проекту MBT-80. В частности, отмечалось: «Правительство подчёркивает величайшее значение своевременной постановки на вооружение армии Великобритании нового основного боевого танка MBT-80, который остаётся приоритетом номер один в очереди на постановку в строй новых образцов вооружения и военной техники, разработчикам удалось достигнуть значительных успехов в части формулирования основных положений проекта. Государственный министр при Министерстве обороны Великобритании Дональд Эуан Палмер Говард, 4-й барон Страткона и Маунт-Ройал».
Тем не менее, ввиду роста стоимости проекта по сравнению с исходно заявленной, а также производственных трудностей и проволочек бюрократического характера, связанных с постановкой танка на вооружение, к 1980 году поддержка проекта сошла на «нет» и уже начиная с апреля 1980 года название проекта не фигурирует в официальных изданиях Министерства обороны Великобритании. Предварительный производственный план компании «Роллс-Ройс», Королевского оружейного завода и предприятий-субподрядчиков предполагал поставку Министерству обороны Великобритании 1000 танков (общая сумма возможного контракта не разглашалась), 1200 танковых турбодизельных двигателей «Кондор» и запчастей к ним на сумму свыше £70 млн, а также 1000 коробок передач на сумму около £50 млн. Помимо основного заказа от британского правительства предполагалось изготовление в период с 1980 по 2000 годы 1800 двигателей для различных британских сателлитов, а всего предполагалось изготовить около 3000 танковых турбодизелей «Кондор».
Сохранившиеся экземпляры. Первая модель (ATR1) была приобретена частным лицом с аукциона и хранится в частной коллекции. Вторая модель (ATR2) была передана в качестве музейного экспоната в Танковом музее близ военной базы Бовингтон, графство Дорсет, где находится на хранении в резервном фонде под открытым небом и доступна для посещения посетителями.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий