29/06/24

Ракетоносцы господства в воздухе. Истребители из бомбардировщиков. (США. Великобритания. СССР).

Попытки сделать из бомбардировщика истребитель предпринимались ещё с конца 1930-х годов и во время Второй Мировой. Как пример : «воздушный крейсер» ЦКБ-54 на базе ДБ-3 в СССР и самолёты сопровождения ХВ-40 на базе B-17F и ХВ-41 на базе B-24D в США. Кажется, этот опыт должен был положить конец попыткам сделать из бомбардировщика истребитель. Но уже в начале 1950-х стали появляться идеи превращения в истребители даже таких гигантов, как В-36 и В-52. Объяснялась эта безумная затея просто. Управляемые ракеты были крупными и требовали достаточно большого радара для наведения. То, что лезло на обычные истребители и перехватчики, зачастую оказывалось не очень эффективно даже против бомбардировщиков. Тогда ничего подобного не построили, ведь даже зенитные ракеты не были достаточно надёжны ...
Занимались подобным и в Британии. Там спроектировали «Вулкан» с ракетами «Феникс» и позже истребитель на базе пассажирского Vickers VC.10. Но от идеи не отказались, и в 1960-е годы в проекте появились перехватчики на базе ХВ-70 и атомных бомбардировщиков. И, хотя к тому моменту ракеты «воздух-воздух» значительно спрогрессировали, военных они по-прежнему устраивали не полностью. Особенно на фоне ожиданий появления целых флотов сверхзвуковых, а может и гиперзвуковых бомбардировщиков. Да и запас ракет у обычных самолётов совсем не радовал — две, максимум четыре ракеты. Это казалось совсем недоста­точным для воздушного боя, особенно с учётом не самой высокой точности. Как бы то ни было, и в этом десятилетии ни один из проектов «больших» истребителей построен так и не был.
Следующая декада отметилась ещё более безумной идеей — истребитель из транспортного самолёта. Ладно бомбардировщик — он хотя бы боевой самолёт, но уж зачем мирный транспорт в бой тянуть? Причиной стали самолёты ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) нового поколения, заточенные не только на разведку, но и на управление войсками в бою. И если такая машина может наводить дружественные истребители, так почему же ей по собственному целеуказанию не пострелять? К тому же в транспортный самолёт влезают самые дальнобойные и крутые ракеты в больших количествах. Таким образом, сам самолёт ДРЛО сможет поддерживать своих союзников в воздухе, ведя огонь из тыла. Но и эту идею, несмотря на многочисленные исследования, так и не реализовали.
Дальше всё продолжалось по тому же сценарию. В 80-е родилась идея сделать перехватчик из В-2. Такой самолёт мог бы долго и незаметно патрулировать около границы СССР и уничтожать вылетающие советские бомбардировщики. Не помешало подобным проектам и окончание холодной войны. В конце 1990-х появилось предложение модернизировать бомбардировщик В‑1. Кроме значительного расширения номенклатуры ракет и бомб модернизированный В-1R должен был получить возможность использовать самые современные ракеты «воздух-воздух». Действуя в связке с F-22, бомбардировщик был бы серьёзной угрозой для авиации противника. «Стелс» незаметно осуществляет обнаружение и наведение, В-1 же бьёт по целям залпом из нескольких десятков ракет. И всё бы хорошо, но денег на такую радикальную модернизацию не было. Не стоит думать, что увлекались подобным только на Западе. В СССР прорабатывались проекты превращения в истребитель Т-4, Ту-22М и даже Ту-160 (проект Ту-160П). Причины были ровно те же - желание запихнуть в машину большие ракеты, и много. А ещё с большой дальностью советские просторы патрулировать удобно. Впрочем, результат не отличался от западного : ни один проект так и не реализовали.
Ни один проект даже не вышел на испытания, не говоря уж о принятии на вооружение. В чём причина? Как обычно, на первом месте идут деньги. Бомбардировщик — штука дорогая, и хорошо бы средств хватило построить машину, способную выполнять свои основные задачи. На всякие извращения вроде истребителей финансирования уже обычно не хватает. Другая причина — большая уязвимость таких боевых единиц. Если мы достаём до противника дальнобойной ракетой, то и он наверняка достанет до нас. Одно дело потерять один из десяти истребителей, и совсем другое — такой воздушный ракетоносец, который и стоит дорого, и ставка на него большая. Тем более если он совмещает роль с самолётом ДРЛОиУ, например. Ну и под конец, обычная проблема качества против количества — «большой» и крутой истребитель может просто не оказаться там, где нужно. А вот с более массовой, но простой машиной такое не случится. Вполне возможно, что мы ещё не раз увидим попытку реализовать подобную идею. И может быть, рано или поздно у кого-то таки получится, и «большой» истребитель станет не мечтой, а реальностью.
 
https://warhead.su/ (Юрий Кужелев).

Комментариев нет:

Отправить комментарий