Образ подводной лодки давно устоялся — сигарообразный корпус с рубкой сверху. Представить субмарину, выглядящую иначе, достаточно сложно. Тем не менее, выступающая рубка не является обязательным элементом подлодки. Изначально задача рубки — вынести люки в надводном положении дальше от уровня моря. Сейчас же главная польза от неё — размещение шахт перископов и антенн, чтобы не тратить на это объём в самой лодке. Значительным минусом рубки является её негативное влияние на скорость и уровень шума подлодки. Особенно это критично для малых подводных лодок, и потому среди них «безрубочные» проекты достаточно распространены. Но есть примеры попыток отказаться от рубки и на крупных субмаринах. Один из них — американский проект CONFORM ...
Создан он был в рамках разработки будущей АПЛ типа «Лос-Анджелес», как ответ на наши субмарины-охотники проекта 705. Считалось, что маневренности и незаметности уже разрабатываемой субмарины не хватит для противостояния советским подлодкам. CONFORM и должен был решить эту проблему. Ключевой идеей проекта был отказ от рубки, что позволило бы достигнуть подводной скорости в 40 узлов против 35 у «Лос-Анджелес», лучшей подводной манёвренности и большей тишины хода. Другими нововведениями были реактор с естественной циркуляцией теплоносителя (нет насосов, меньше шума и больше надёжности), соосные винты противоположенного вращения (ещё меньше шума в сравнении с обычными винтами), максимальная компьютеризация всего чего можно и использование новейших материалов, большей прочности при меньшем весе.
Интересной особенностью CONFORM было наличие выдвижной рубки, для управления лодкой в надводном состоянии. По итогу проект на голову превосходил все существующие и проектируемые в тот момент субмарины. Обратной стороной этого была цена — по подсчётам одна такая подлодка обошлась бы США как три новейших «Лос-Анджелеса». Это и стало приговором проекту. Для контроля океана американцам надо было много лодок, хоть и не таких крутых.
Наработки по CONFORM в дальнейшем были использованы для лодок типа «Sea Wolf», но отказ от рубки уже не применялся, так как он слишком усложнял и удорожал конструкцию.
https://warhead.su/ (Юрий Кужелев).
P.S. Но есть и альтернативное мнение. В книге Norman Polmar, Kenneth J. Moore "Cold War Submarines : The Design
and Construction of U.S. and Soviet Submarines" на странице 270
написано, что оценочная стоимость первых трёх субмарин класса "Los
Angeles" (SSN 688) во время их разработки (конец 1960-х)
составляла 178.7 миллионов долларов за штуку в среднем, в ценах тех лет. Если CONFORM и в самом деле обошёлся бы как три "Los Angeles", он бы стоил 536.1 миллион ... Как сказано там же на страницах 269-271, CONFORM обеспечивал бы скорость
по меньшей мере на два узла больше, чем у "Los Angeles" и глубину
погружения 610 метров при мощности силовой установки 20000 л.с и
подводном водоизмещении 4800 тонн, тогда как мощность силовой установки
"Los Angeles" 30000 л.с, подводное водоизмещение 6900+ тонн и глубина
погружения 290 метров. Более того - цена ожидалась ниже чем у "Los
Angeles" из-за меньших размеров. А главная причина закрытия проекта -
интриги адмирала Риковера (Rickover), который был сторонником "Los
Angeles" и в проекте CONFORM видел соперника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий