19/07/24

Опытное ружьё и патрон Энгеля (Швеция. 1878 год).

Пуля и ружьё системы Энгеля испытывались в России в 1878 году, во время русско-турецкой войны. Шведский оружейник предложил тогда русскому ведомству гладкоствольное казнозарядное ружьё под патрон с металлической гильзой оригинальной конструкции : с нарезами на внутренней поверхности дульца гильзы. Пуля из мягкого свинца в бумажной обёртке должна была получать сильное вращение при движении в дульце гильзы, что позволяло обойтись без нарезов в стволе ...
По мнению конструктора это должно было удешевить изготовление стволов, облегчить уход за ними, а также повысить их прочность и живучесть. Очевидно, что имевшиеся в запасах гладкоствольные ружья могли быть быстро переделаны под подобный патрон. Гильза Энгеля имела утолщённые стенки и 12 нарезов глубиной около 0,25 мм и шириной почти вдвое больше ширины полей, с шагом около 70 мм. Такой небольшой шаг нарезов вполне объясним, учитывая разность скоростей пули в начале движения и при вылете из обыкновенного нарезного ствола¸ при условии , что их угловые скорости должны были быть одинаковы. Прочность пули при движении в таких крутых нарезах обеспечивалась благодаря небольшой скорости её движения в дульце гильзы. Гильза Энгеля была длиннее гильзы бердановского патрона всего на 3,05 мм, но в 1,5 раза тяжелее – 15,3 г вместо 10,2 г. Пуля Энгеля была чуть легче бердановской (21,32 г), так же, как и заряд (4,46 г), а диаметр пули на 0,51 мм больше (4,4 и 4,22 линии соответственно). Патрон не имел просальника. Реализован этот принцип был довольно удачно. При стрельбах на дистанции от 200 до 2000 шагов гладкоствольное ружьё Энгеля по кучности боя не только не уступало винтовке Бердана, но даже несколько превосходило её.
Начальные скорости пуль при испытаниях были следующими : для ружья Энгеля – 425 м/с, для винтовки Бердана – 423 м/с. Хорошие баллистические качества ружья Энгеля, установленные при широком и строгом испытании в присутствии многочисленной комиссии, говорят о практичности такой системы и возможности обходиться в подобных калибрах без нарезов в стволе. Осуществить этот принцип в более крупных калибрах еще легче. Следует учесть то обстоятельство, что такой отличный бой гладкое ружье Энгеля дало обыкновенным дымным бердановским порохом, очень загрязняющим ствол, и что патрон не имел просальника. Бердановский патрон был штатного казенного образца, с просальником. Несмотря на хорошую кучность стрельбы и баллистические характеристики, ружьё Энгеля е было принято в России и не получило распространения ни как охотничье, ни как боевое оружие из-за дороговизны патронов.
 
Источники : В.Н. Дворянинов. «Боевые патроны стрелкового оружия» , В.Е. Маркевич «Ручное огнестрельное оружие».
 
P.S. И всё-таки, несмотря на очевидную тупиковость этого направления, при всей его оригинальности, люди не теряют надежд и продолжают патентовать всё новые и новые (а иногда и старые, но не защищённые законом) идеи. Например, в 2014 году некто Константин Викторович Белошапко получил патент RU 157857 U1 именно на нарезную гильзу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий