Разработка отечественных самоходные установок-истребителей танков с ПТРК началась в соответствии с постановлением СМ СССР «О создании новых танков, самоходных установок-истребителей танков, противотанковых средств и управляемого реактивного вооружения для них» от 8 мая 1957 г. К созданию гусеничных истребителей танков с ПТРК привлекались заводы №75 в Харькове (тема №1), №183 в Нижнем Тагиле (тема №2) и Мытищинский машиностроительный завод (тема №6). Колесные боевые машины для размещения ПТРК поставлял Горьковский автозавод. Этим же постановлением предусматривалось создание первых отечественных ПТРК «Шмель» (тема №7) и «Фаланга» (тема №8). Работы по созданию противотанкового управляемого оружия в СССР велись с учетом результатов испытаний трофейных немецких ПТУР Х-7 "Красная шапочка" и изучения конструкции французских ПТУР SS-11 ...
С 1959 года все отечественные ПТРК именовались по названию управляемой ракеты комплекса. В соответствии с Постановлением СМ СССР от 8 мая 1957 г. конструкторскому бюро завода №75 в Харькове, которым руководил Л.А. Морозов, было поручено разработать технический проект самоходной установки истребителя танков с ПТРК. Этой работе было присвоено наименование «Тема №1». Проведение испытаний опытного образца планировалось провести в последнем квартале 1959 г. После проработки ряда компоновочных и конструктивных схем в июне 1958 г. был выполнен эскизный проект истребителя танков «Объект 431».
Основу проекта составляло автономное малогабаритное боевое отделение, включавшее закрытую пусковую установку и комплекс механизмов и аппаратуры по укладке, подаче, пуску и управлению ракет. Боевое отделение представляло собой унифицированную составную часть машины, позволявшую применять его на различных танках. Разработка управляемой ракеты «Дельфин», системы управления и стабилизатора вооружения была поручена ЦНИИ-58, который возглавлял В.Г. Грабин. Технический проект истребителя танков «Объект 431» разрабатывался на базе опытного танка «Объект 430», однако для ускорения проведения работ по предложению конструкторского бюро завода 75 экспериментальный образец изготавливался на базе серийного танка Т-54. Согласно проекту к крыше корпуса машины приваривалась броневая рубка небольшой высоты. Общая высота машины составляла 1950 мм. Боевое отделение было спроектировано в виде подвесной кабины высотой 1220 мм и наружным диаметром 1480 мм, которая вращалась на шариковой опоре в крыше рубки. По наружному диаметру кабины был установлен кольцевой конвейер, в котором размещались 17 вертикально расположенных ракет. Еще 12 ракет располагались вертикально в немеханизированной укладке и переставлялись в конвейер членами экипажа.
Управляемая ракета «Дельфин» имела калибр 180 мм, длину - 1200 мм и массу - 40 кг. Маршевая скорость ракеты - 230 м/с Время перевода из походного положения в боевое составляло 1,5-2 с. Управляемая ракета с кумулятивной боевой частью имела бронепробиваемость 500 мм по нормали. Максимальный диаметр боевого отделения составлял всего 1940 мм. Внутри кабины слева находилось рабочее место наводчика, справа - командира машины. Между ними в изолированном отсеке на ocи была установлена катапульта для вывода ракеты через люк в крыше рубки наружу. Кабина была стабилизирована в горизонтальной плоскости, а пусковая установка и приборы управления - в вертикальной плоскости. Полуавтоматическая система наведения ракеты по радиоканалу обеспечивала стрельбу на дальностях от 300 до 3000 м. Аппаратура стабилизации и управления ракетой размещалась под сиденьями наводчика и командира для обеспечения свободного размещения и удобства работы членов экипажа в боевом отделении.
Экипаж машины состоял из трех человек. Самоходная установка истребитель танков, кроме пусковой установки, была вооружена 7,62-мм пулеметом СГМ, который располагался на крыше башни и не был стабилизирован. Расчетная максимальная скорость машины составляла - 55 км/ч, запас хода по шоссе - 450 км. Боевая масса истребителя танков «Объект 431» не должна была превышать 30 т. Завершение выполнения технического проекта задерживалось из-за отсутствия габаритных чертежей теплопеленгатора. Постановлением СМ СССР от 4 июля 1959 г. работа по теме №1 была прекращена.
Источник - «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3».
Комментариев нет:
Отправить комментарий