17/07/24

Проект ударного вертолёта Boeing-Vertol Model 235 (США. 1973 год).

В конкурсе ААН на перспективный ударный вертолёт (финалистами которого стали «Белл» и «Хьюз» со своими YAH-63 и YAH-64, а победителем в итоге стала «Хьюз» со своим АН-64 «Апач» и участниками которого были ещё «Сикоркий» и «Локхид» с проектами S-71 и CL-1700) особенно отличился проект от «Боинг-Вертол». Если присуждать звание самого уродливого вертолёта, то их Model 235 вполне посоревнуется за первое место. Уродливая несимметричная кабина объяснялась тем, что инженеры «Боинг-Вертол» хотели дать и пилоту, и бортстрелку хороший обзор, при этом не увеличивая ширину вертолёта. Американского Ка-52 не получилось, да и особого опыта у «Боинга» в создании ударных вертолётов не было ...
Силовая установка, как и на всех вертолётах этого конкурса, была представлена двумя двигателями General Electric T700 взлётной мощностью по 1680 л.с. Основное вооружение : 30-мм пушка на поворотной установке с боезапасом 1200 снарядов и 16 противотанковых ракет TOW или Hellfire.
Компания «Боинг-Вертол» в это время работала над транспортным YUH-61, который в итоге проиграл UH-60 от «Сикорского» и решила использовать некоторые решения от него. Так в Model 235 использовалась хвостовая балка YUH-61 и сборка двигателей, но конфигурация шасси была другой : вместо трехколесного с носовым колесом приняли шасси с хвостовым колесом и более прочными основными стойками.
Настоящее новшество проекта заключалось в конфигурации кабины экипажа. Традиционно боевые вертолеты имеют тандемную кабину, при которой оператор вооружения сидит спереди, а пилот сзади. Это дает несколько преимуществ: с одной стороны, у оператора отличный обзор, а с другой стороны, это делает фюзеляж более узким, что делает его более сложной целью. Но недостатком является то, что пилот имеет очень ограниченный обзор вперёд и ему необходима помощь оператора, чтобы не потерять осведомленность.
С другой стороны, в транспортных вертолетах при размещении обоих членов экипажа рядом друг с другом они имеют отличный обзор в дополнение к облегчению взаимодействия между собой, но более широкий фюзеляж. В поисках способа взять лучшее из обоих вариантов инженеры Boeing-Vertol остановились на компромиссном : оператор вооружения сидел справа и дальше вперед почти в носу; а пилот сидел рядом с ним, но чуть дальше назад. Со стороны пилота носовая часть вертолёта была немного короче, что обеспечивало хороший обзор вперед и вниз.
Полномасштабная модель длиной 15,6 м и шириной 3,3 м была представлена вместе с технической документацией для оценки. После тщательного анализа армия отклонила Boeing-Vertol Model 235 вместе с предложениями Lockheed и Sikorsky и решила продолжить работу с предложениями Bell и Hughes, которые получили контракты на разработку. В дальнейшем Hughes (позже поглощённый McDonnell-Douglas) станет победителем программы AAH, что приведёт к созданию AH-64 Apache.
Войдя в сферу предположений, можно было бы спросить : а насколько эффективным была бы такая конфигурация кабины? Тем более, что пилоту был бы ограничен обзор справа. И если цель состояла в том, чтобы улучшить взаимодействие между двумя членами экипажа, то это также не было бы полностью достигнуто, поскольку оператор находился бы в своей собственной кабине довольно далеко от пилота. Иногда идеи, которые кажутся хорошими на бумаге, воплощаясь в жизнь оказываются менее успешными, и этот уникальный вертолёт оказывается этому ярким примером.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий