Char BB представлял собой проект французского тяжёлого танка, разрабатываемый компанией «FCM» с 1928 по 1932 году. Был спроектирован в процессе работ по «крепостному танку» для усиления линии Мажино. Была собрана масштабная модель, но после очередной конференции по разоружению работы над проектом были прекращены ...
Французы одними из первых взялись за разработку двухпушечного танка с двумя 75-мм пушками в неподвижной рубке. В теории по манёвренности огнём этот проект уступал своим коллегам с множеством башен, да и стрелять по нескольким целям сразу не мог даже в идеальных условиях. Но вот командиру наводить всего одну орудийную спарку было в разы проще, чем командовать даже парой башен. А два орудия — это всё же два орудия. Если первый выстрел не попадёт или не уничтожит цель, то второй уже точно «доделает работу».
Инициатором разработки танка стал генерал Этьен. После нескольких концептуальных разработок в 1932 году родился 50-тонный Char BB с двумя пулеметными башенками и 60-мм бронированием корпуса. Приводить танк в движение должен был двигатель с мощностью в 600 лошадиных сил. На танк установили минный трал в виде специальных перекатышей.
После Первой Мировой войны страны, которые начали свой путь танкостроителя, всерьез начали прорабатывать вопрос создания «передвижного форта» — машины с мощной защитой и тяжёлым вооружением, попросту говоря сверхтяжёлого танка. Такой монстр мог кардинально менять ход боевых действий, поэтому он был необходим действующей армии. Однако, работы по таким проектам не проходили дальше стадии прототипа. Исключением стала Франция, которая не просто построила сверхтяжёлый танк, но и приняла его на вооружение. Этим «первопроходцем» стал Char 2C, но он не оправдал возложенных на него ожиданий, впрочем, как и все проекты такого направления.
К разработке сверхтяжёлого танка французы вернулись в 1928 году. Генерал Жан-Батист Этьен, «отец французского танкостроения», инициировал начало работ по «крепостному танку» (Char de Forteresse), который предназначался для усиления долговременных линий обороны, таких как линия Мажино. Боевая масса проектировалась от 45 до 55 тонн.
Работы по проектированию взяла на себя кораблестроительная фирма «Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée», или упрощённо «FCM». Именно она занималась постройкой уже известного Char 2C. После ряда аванпроектов, концептуальных разработок и схематических набросков, в 1932 году первый этап программы «подвижных фортов» закончился. Главным результатом программы стал проект крепостного танка, который получил имя Char BB. Машина весом в 50 тонн вооружалась двумя жёстко закреплёнными в лобовой детали 75-мм пушками, сверху над которыми находились две пулемётные башенки. Поскольку пушки подавались далеко вперёд, в носовой части конструкторы предлагали установить специальные перекатыши, которые потенциально могли служить в качестве минных тралов.
В сентябре 1932 году изготовили масштабную модель, которую незамедлительно продемонстрировали генералу Этьену. Генерал проект одобрил, и на фирму «FCM» поступило указание на изготовлению полноразмерного макета. Но тут в швейцарской Женеве открылась очередная конференция по разоружению. По итогам, предусмотренных международными соглашениями, были внесены очередные ограничения. В основном пострадал флот, но и Char BB не миновала печальная участь. После конференции от идеи создания «крепостных танков» отказались на 5 лет, вернувшись к ним только в 1937 году.
Конструкция. Танк получил коробчатый корпус с парой орудийных установок в лобовом листе. Бронирование доходило до 60 мм. Основным вооружением танка были две длинноствольные 75-мм пушки, возможно Canon de 75 Mle 1929, модификация французской полевой пушки 1897 г. Орудия находились в спарке, что упрощало наведение. Фишка Char BB это возможность стрельбы дуплетом. На крыше предусматривалась пара башенок с пулеметами калибра 7,5-мм. Приводить в движение сию конструкцию должен был двигатель мощностью 600 л.с. Трансмиссия механического типа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий