29/07/24

"Ontos" по-французски в рамках программы ELC «Even» (Франция. 1950-е годы).

Программа ELC «Even», которой французские военные занимались практически все 1950-е годы, породила большое количество весьма удивительных машин. В данном конкретном случае мы имеем четырехствольную противотанковую САУ со 120-мм безоткатными орудиями – этакий аналог американского «Ontos-а». Если почитать обоснование - то всё красиво и неплохо, но реализация ...
Противотанковые пушки калибром 120-мм были выбраны с запасом. Предполагалось (пушки ещё предстояло разработать), что эти орудия будут пробивать до 300 мм брони, чего должно было на момент создания машины хватить с запасом, а четыре ствола вот для чего : средства прицеливания надеяться на попадание с первого выстрела не позволяли, так что для скорострельности, благо безоткатки не тяжелые, стволов прикрутили именно столько. В смысле том, что «первым промахнулись - вторым подкорректировали и попали». И ещё раз.
И насчет «ещё раз» : система заряжания, что называется, «не имеет аналогов». Машина выходила из боя за прикрытие и останавливалась. Башня разворачивалась так, чтобы казенные части подлежащих заряжанию орудий находились над местом механика-водителя. Оный член экипажа открывал люк, ложился на спину и на вытянутых руках заталкивал выстрелы весом килограммов 10-15 в подставленные стволы. После чего закрывал люк и выводил САУ на огневую позицию.
Конечно, назвать это удобным не поворачивается язык, но что поделать, прислуги нет, в смысле машина двухместная. Больше некому. А с другой стороны из вышеупомянутого «Онтоса» и вовсе приходилось выходить наружу двум заряжающим, которые на момент процесса заряжания были превосходной мишенью если не для пуль, то для осколков точно. Так что еще большой вопрос, что лучше : удобно перезарядить стоя в полный рост без защиты - или вот так вот выкручиваться.
Машина относительно успешно проходила испытания, разве что с поправкой на очевидную несерьезность противопульного бронирования из 10-мм стали (геометрический габарит - 15-мм) и ограниченную бензиновым мотором дальность хода. А так при массе 5,5 тонн и двигателе в 125 л.с. все было неплохо : 70 км/ч по трассе и 40 км/ч по пересеченной местности, и способность при некоторой удаче уничтожить 3-4 советских танка, воспользовавшись своими крохотными размерами и высокой скорострельностью.
Конечно, система заряжания вызывала нарекания и был разработан вариант с двумя орудиями и пятизарядными барабанами при них, но вес, цена и сложность резко выросли и идея не пошла.
И всё бы хорошо, но мы помним, какая страна была пионером массового производства ПТУР. К тому моменту, когда этот четырехствольный агрегат стал опытным образцом, безоткатные орудия стали считаться бесперспективными. Наступила эра ПТРК. 
 
А это ещё один вариант той же идеи. Chenillette Lorraine 5 ton, легкий транспортер на гусеничном ходу с пневмокатками, а на нём малогабаритная башня, по бокам от которой размещены шесть 120-мм орудий, как на вышеприведённой машине, точнее макетов перспективных орудий, которые так и не были созданы. И над каждым блоком из трех стволов закреплен пулемет Reibel калибром 7,5-мм : и для самообороны от пехоты и как пристрелочные.
Потому что с баллистическими вычислителями тогда еще не сложилось, а до того, как ПТРК вытеснили эти многостволки оставалось еще некоторое время. Но, видимо, уже на грани дело было, потому что под конец программы ELC уже всякие ПТРК выкатились, так что «французский Ontos» в серию не пошел. Отдельный вопрос в том, как перезаряжались эти орудия? Ничего кроме варианта как собственно с самим «Ontos-ом» в голову не приходит.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий