Первым китайским противоракетным комплексом мог стать HQ-3, созданный на базе зенитно-ракетного HQ-1, который в свою очередь являлся китайской копией советского ЗРК СА-75М. Ракета, спроектированная в Китае для борьбы с баллистическими целями, внешне мало отличалась от ЗУР В-750, используемой в составе СА-75М, но была длинней и тяжелей. Однако вскоре выяснилось, что зенитная ракета, созданная для борьбы с аэродинамическими целями на средних и больших высотах, не пригодна для поражения боевых блоков, летящих с гиперзвуковой скоростью. В связи с использованием ряда технических решений ЗРК НQ-1 было решено разработать новый противоракетный комплекс HQ-4. В китайских источниках говорится, что вес ракеты системы ПРО HQ-4 составлял более 3 т, дальность стрельбы — до 70 км, минимальная — 5 км. Досягаемость по высоте – более 30 км. На испытаниях в 1966 году ракету-перехватчик удалось разогнать до 4М, однако управление на такой скорости было крайне затруднено. После неудачи с HQ-4 в КНР решили создавать с нуля новую противоракетную систему НQ-81. Внешне ракета-перехватчик, известная как FJ-1, напоминала американскую двухступенчатую твердотопливную ракету «Sprint». Но в отличие от американского изделия, ракета, созданная китайскими специалистами, в первом варианте имела две жидкостные ступени. Впоследствии первую ступень перевели на твёрдое топливо ...
Окончательная модификация FJ-1, переданная на испытания, имела длину 14 м и стартовый вес 9,8 т. Запуск происходил с наклонной пусковой установки под углом 30-60°. Время работы основного двигателя составляло 20 с, зона поражения по дальности — около 50 км, высота перехвата — 15-20 км.
Бросковые испытания прототипов начались в 1966 году. Доработка противоракет и РЛС управления огнём Type 715 была сильно заторможена «Культурной революцией», к управляемым пускам FJ-1 на противоракетном полигоне в окрестностях Куньмина удалось приступить в 1972 году. Первые испытания закончились неудачно, две ракеты взорвались после начала работы маршевого двигателя. Добиться надёжной работы двигателей и системы управления удалось к 1978 году.
В ходе контрольных стрельб, проведённых в августе-сентябре 1979 года, телеметрической противоракете удалось условно поразить боеголовку баллистической ракеты средней дальности DF-3, после чего было принято решение о развёртывании 24 противоракет FJ-1 к северу от Пекина. Однако уже в 1980 году работы по практической реализации программы ПРО КНР остановили. Китайское руководство пришло к выводу, что национальная система противоракетной обороны обойдётся стране слишком дорого, а её эффективность будет сомнительна. К тому моменту в СССР и США были созданы и приняты на вооружение баллистические ракеты, несущие несколько боевых блоков индивидуального наведения и многочисленные ложные цели.
Параллельно с разработкой FJ-1 с 1970 года создавалась ракета-перехватчик FJ-2. Она также предназначалась для ближнего перехвата, и должна была бороться с атакующими боеголовками на дальности до 50 км, в диапазоне высот 20-30 км. В 1972 году было испытанно 6 прототипов, 5 пусков признали успешными. Но в связи с тем, что противоракета FJ-2 конкурировала с FJ-1, вышедшей на стадию сдаточных испытаний, в 1973 году работы по FJ-2 свернули.
Для дальнего перехвата боевых блоков баллистических ракет предназначалась FJ-3.
Разработка этой противоракеты стартовала в середине 1971 года.
Испытания дальнего трёхступенчатого твердотопливного перехватчика
шахтного базирования начались в 1974 году. Для повышения вероятности
перехвата цели в ближнем космосе предусматривалось одновременное
наведение двух противоракет на одну цель. Управление противоракетой
должно было осуществляться бортовым компьютером S-7, впоследствии его
использовали на МБР DF-5. После смерти Мао Цзэдуна программу разработки
FJ-3 прекратили в 1977 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий