Противосамолётные бомбы исследовались ещё с 1930-х годов как в Советском Союзе, так и в других странах. Эти работы (обусловленные массированным применением авиационных бомбардировочных соединений) получили второе дыхание во время ВМВ в Германии (в первую очередь), но и в Великобритании, США и том же СССР. После окончания ВМВ тактика применения бомбардировочной авиации стала меняться из-за появления ядерного оружия, но в 1948-м году в США вновь взялись за усовершенствование старой разработки (конец ВМВ) противосамолётных бомб малого калибра (2,36 кг). Ну и куда же без СССР : к 1952-му году в Советском Союзе прошли испытания два калибра противосамолетных авиабомб, ПРОСАБ-100 М52 и ПРОСАБ-250 ...
Разработана в ГНПП "Базальт". Принята на вооружение в 1952 году. Предназначается для поражения бомбардировщиков противника, находящихся в воздухе, бомбометанием с истребителей-перехватчиков и скоростных реактивных бомбардировщиков. Советские ПРОСАБы были полноценными кассетными боеприпасами. Осевой заряд из так называемой фотосмеси раскидывал 72 суббоеприпаса весом по 0,8 кг. Те взрывались с некоторым замедлением и образовывали объемные осколочные поля от 28 до 47 млн м³ (конус высотой 500 и диаметром основания 600 метров).
Вес авиабомбы - 108 кг
Вес разрывного заряда (фотосмесь) - 11,6 кг
Количество осколочных элементов - 72 шт.
Вес осколочного элемента - 0,8 кг
Авиабомба поражает осколочными элементами воздушное пространство в виде конуса:
- высота конуса до 400 м
- диаметр основания конуса до 520 м
Вес разрывного заряда (фотосмесь) - 11,6 кг
Количество осколочных элементов - 72 шт.
Вес осколочного элемента - 0,8 кг
Авиабомба поражает осколочными элементами воздушное пространство в виде конуса:
- высота конуса до 400 м
- диаметр основания конуса до 520 м
Авиабомба ПРОСАБ-250 предназначена для бомбометания с истребителей-перехватчиков с целью расчленения боевых порядков и поражения самолетов-бомбардировщиков противника, находящихся в воздухе. Однако резкое увеличение высот и скоростей полета самолетов значительно уменьшили эффективность подобного боевого использования ПРОСАБ-250.
Как показали экспериментальные исследования, авиабомбы ПРОСАБ-250 могут быть эффективно использованы для поражения таких наземных целей, как живая сила на открытой местности и в укрытиях открытого типа, самолеты на открытых стоянках и в капонирах открытого типа, автомашин и другой небронированной техники противника.
Авиабомба ПРОСАБ-250 представляет собой стальную тонкостенную оболочку, снаряженную по периферии осколочными элементами, а по оси - разрывным зарядом из фотосмеси. Осколочные элементы укладываются в корпус авиабомбы в 9 рядов по 12 шт. в каждом. Авиабомба ПРОСАБ-250 снаряжается взрывателем АМ-А и применяется по наземным целям с высот от 500 до 1000 м.
Вес снаряженной авиабомбы - 263 кг;
Вес разрывного заряда (фотосмесь) - 27 кг;
Количество осколочных элементов - 108 шт;
В том числе:
с временем замедления 1,0 с - 24 шт;
с временем замедления 1,5 с - 48 шт;
с временем замедления 2,0 с - 36 шт;
Вес одного осколочного элемента - 1,5 кг;
Вес ВВ осколочного элемента - 0,13 кг;
Наружный диаметр осколочного элемента - 65 мм;
Высота осколочного элемента - 85 мм
В результате взрыва авиабомбы ПРОСАБ-250 образуется около 25000 осколков весом более 1 г.
В первоначальном (противосамолетном) варианте авиабомба поражала осколочными элементами воздушное пространство в виде конуса:
- высота конуса до 500 м.
- диаметр основания конуса до 600 м.
Вес разрывного заряда (фотосмесь) - 27 кг;
Количество осколочных элементов - 108 шт;
В том числе:
с временем замедления 1,0 с - 24 шт;
с временем замедления 1,5 с - 48 шт;
с временем замедления 2,0 с - 36 шт;
Вес одного осколочного элемента - 1,5 кг;
Вес ВВ осколочного элемента - 0,13 кг;
Наружный диаметр осколочного элемента - 65 мм;
Высота осколочного элемента - 85 мм
В результате взрыва авиабомбы ПРОСАБ-250 образуется около 25000 осколков весом более 1 г.
В первоначальном (противосамолетном) варианте авиабомба поражала осколочными элементами воздушное пространство в виде конуса:
- высота конуса до 500 м.
- диаметр основания конуса до 600 м.
Испытания показали, что с Ил-28 по списанным самолетам-мишеням, сделанным из старых С-47 бомбить можно и вполне неплохо. Однако С-47 это была довольно слабая имитация современных бомбардировщиков, а уж про перспективные реактивные и говорить нечего. ПРОСАБы испытывали и на МиГ-15бис (изделие СД-25), и вроде бы успешно, но всё кончилось так же, как у американцев.
От применения по воздушным целям отказались, ввиду невозможности рассчитывать на что-то предсказуемое, а все выпущенные ПРОСАБы перевели в обычные кассетные боеприпасы, предписав использовать их по наземным целям в качестве осколочных авиабомб увеличенного радиуса поражения. Были ещё модификации ПРОСАБ-100-70 и ПРОСАБ-100 М55, но если насчёт второй скорее всего «55» это год, то «70» в первой вряд ли является годом и вероятнее это значит, что данное изделие в габаритах 100 кг бомбы, но весит 70 кг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий