1) В НИР «Кречет» (начало работ – 1974 год) в качестве варианта самолета-носителя БРВЗ рассматривался модернизированный многорежимный стратегический бомбардировщик Ту-160. Бомбардировщик Ту-160 был принят на вооружение ВВС в 1987 году. Он может выполнять полет как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скорости. На модернизированном бомбардировщике этого типа Ту-160К могли размещаться две малогабаритные двухступенчатые баллистические ракеты четвёртого поколения «Кречет-Р» со стартовой массой 24,4 т и дальностью полета 7500 км ...
На ракете планировали установить автономную инерциальную систему управления с коррекцией от внешних источников информации. Управление полетом ракеты предусматривалось с помощью аэродинамических рулей на первой ступени и поворотного управляющего сопла на двигательных установках первой и второй ступени. Ракета должна была оснащаться разделяющейся головной частью с шестью боевыми блоками индивидуального наведения либо моноблочной боевой частью с комплексом средств преодоления ПРО. Впервые в практике отечественного ракетостроения предполагалось реализовать отделение баллистической ракеты среднего класса от самолета-носителя на сверхзвуковой скорости. Ракета могла также стартовать и при дозвуковой скорости самолета-носителя. Двигатель 1-й ступени должен был запускаться примерно через 3 секунды после начала движения ракеты в грузовом отсеке. Предусматривался разворот ракеты на угол 45° по каналу крена и отворот на угол 10° по каналу рыскания аэродинамическими рулями для снижения газодинамического воздействия струи двигателя 1-й ступени ракеты на самолет-носитель, а также для исключения возможности пересечения курса самолета-носителя ракетой. Авиационный ракетный комплекс разрабатывался с июля 1983 года по декабрь 1984 года. Разработка завершилась выпуском эскизного проекта.
Баллистическая ракета «Кречет»
Головной разработчик - КБ «Южное»
Максимальная дальность стрельбы, км 7000-8000
Тип топлива - твердое смесевое
Тип системы управления - инерциальная с коррекцией от спутниковой системы
Размещение на самолете - горизонтальное в отсеке вооружения
Число ракет на самолете 2
Способ старта - сброс через люк отсека вооружения
Головной разработчик - КБ «Южное»
Максимальная дальность стрельбы, км 7000-8000
Тип топлива - твердое смесевое
Тип системы управления - инерциальная с коррекцией от спутниковой системы
Размещение на самолете - горизонтальное в отсеке вооружения
Число ракет на самолете 2
Способ старта - сброс через люк отсека вооружения
P.S. Накопленный КБ «Южное» опыт по разработке
авиационного ракетного комплекса «Кречет» был использован в начале
1990-х годов Украиной. Договор СНВ-1 являлся двусторонним и затрагивал
стратегические наступательные вооружения только СССР и США. После
распада СССР юридические обязательства по этому договору перешли к
России. На другие страны, в том числе ранее входившие в состав СССР,
договор СНВ-1 и предусмотренный им запрет на производство, испытания и
развертывание БРВЗ не распространялся. Это позволило находящемуся на
территории Украины КБ «Южное» продолжить работы по БРВЗ. В 1992-1994
годах КБ «Южное» в интересах Минобороны Украины совместно с кооперацией
разработчиков ракетных систем и самолетов были выполнены
проектно-конструкторские работы по авиационному ракетному комплексу с
БРВЗ. В качестве носителей БРВЗ рассматривались оставшиеся в Украине
самолеты стратегической авиации, а также перспективные модели
транспортных самолетов АНТК им. О.К. Антонова. На них предусматривалось
разместить баллистические ракеты новой разработки. В результате были
сформированы технические предложения по облику перспективных авиационных
ракетных комплексов для двух рубежей дальности. Значения дальности
полета рассматривавшихся вариантов БРВЗ в опубликованных материалах КБ
«Южное» не приводились. Учитывая, что Украина отказалась от ядерного
оружия и присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия,
создаваемые ей БРВЗ, могли иметь только неядерное боевое оснащение. В
1996 году разработки в области БРВЗ были приостановлены.
Кардашев М.А. Статья «Стратегическое оружие будущего».
2) В 1980-е годы предприятия оборонной промышленности СССР проводили НИР «Кречет» с целью создания ракетного комплекса воздушного базирования. Головной организацией по НИР было КБ «Южное», генеральный конструктор В.Ф.Уткин. Принципиально новый АРК разрабатывался в 1983-1984 годах для повышения живучести и эффективности баллистических ракет в условиях ответно-встречного ядерного удара и с целью использования энергетических возможностей самолета-носителя. Ракета «Кречет-Р» комплекса - малогабаритная двухступенчатая МБР 4 поколения. Она имела маршевые твердотопливные двигатели на смесевом топливе. На боевой ступени использовалось жидкое монотопливо.
В качестве носителя ракет предполагалось использовать тяжелый бомбардировщик Ту-160К грузоподъемностью 50 т . Он осуществлял транспортировку и запуск двух ракет со стартовой массой по 24,4 т. Досягаемость комплекса по дальности с учетом дальности полета самолета-носителя более 10000 км. КБТМ проектировало для него наземное оборудование. В декабре 1984 года был разработан эскизный проект АРК и технической позиции для ракеты авиационного базирования «Кречет-Р». Система управления ракеты - автономная, инерциальная с коррекцией от внешних источников информации: на навигационном участке полета носителя от астрокорректора уточнялось угловое положение командных приборов, а скорость и координаты ракеты - от спутниковой навигационной системы. Органами управления первой ступени служили аэродинамические рули, второй - поворотное управляющее сопло.
Ракеты предполагалось оснащать РГЧ с индивидуальным наведением шести боевых блоков и моноблочной ГЧ с комплектом средств, предназначенных для преодоления ПРО противника. Работы по теме «Кречет» были прекращены в середине 1980-х годов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий