23/08/24

Подводная лодка проекта 653 (СССР. 1958 - 1960 год).

1) Вслед за опытной атомной подводной лодкой проекта П-627А, оснащенной одной стратегической крылатой ракетой большой дальности П-20, разрабатываемой под руководством С.В. Ильюшина в соответствии с постановлением СМ от 17 августа 1956 г., в СКБ-143 летом 1958 года началось проектирование более мощной ракетной подводной лодки 653-го проекта, несущей не одну, а две КР ...
Планировалось построить 18 серийных ПЛАРК проекта 653 (с завершением всей серии в 1962 году). Технический проект был завершен в 1959 году. Лодка имела конструкцию, близкую конструкции АПЛ пр. П-627А. Два контейнера с ракетами располагались горизонтально непосредственно за ограждением выдвижных устройств, образуя одну длинную рубку обтекаемой формы. Ракетные контейнеры имели большие габариты и массу. Для обеспечения надводной устойчивости корабля потребовалось увеличить его ширину на три метра по сравнению с проектом П-627А. В то же время за счет изменения кормовых обводов длина лодки была несколько уменьшена. Более совершенная гидродинамика позволила, при увеличенном водоизмещении, сохранить скоростные характеристики предшествующей лодки. В конструкции прочного корпуса было решено применить более прочную сталь, использовать усовершенствованный тип атомного реактора (ВМ-1 М), вместо свинцово-кислотных применить серебряно-цинковые аккумуляторные батареи “55СЦ”, пятилопастные винты уменьшенной шумности и внедрить ряд других усовершенствований. Основное вооружение лодки состояло из двух сверхзвуковых (3200-3500 км/ч) стратегических крылатых ракет П-20 с максимальной дальностью стрельбы 3500 км, несущих термоядерную БЧ мощностью 3 Мт. Для управления ракетной стрельбой предполагалось использовать систему “Сокол-П-653”. В процессе старта обеих КР лодка должна была находиться на поверхности не более 10 мин.
Торпедное вооружение включало четыре 533-мм и два 400-мм торпедных аппаратов с боезапасом, соответственно, четыре и 12 торпед. Начать строительство ПЛАРК 653-го проекта предполагалось в 1959 году. Первые рабочие чертежи нового атомохода был направлены на завод 402 в Северодвинск в декабре 1958 г., однако к постройке головного корабля предприятие так и не приступило: в феврале 1960 г. было принято правительственное решение о закрытии программы П-20, что через три месяца привело и к прекращению всех работ над носителями этой КР. Некоторое время в ОКБ Ильюшина продолжась разработка на базе проекта П-20 противокорабельной ракеты большой (1800-2000 км) дальности П-22, однако, вскоре, прекратилась и эта программа (что было вполне закономерно, т.к. в то время не представлялось возможным создать сколько-нибудь надежную систему целеуказания, обеспечивающую возможность стрельбы по кораблям противника на такой дистанции).
 
2) Работы СКВ-143 над АПЛ пр.653 начались в июне 1958 г. Изначально они предполагали переоборудование серийной АПЛ пр.627А с минимальными изменениями в конструкции корпуса систем и механизмов. Однако опыт проектирования опытной лодки П-627А показал бесперспективность такого подхода. Поэтому в конце 1958 г. 1-й ЦНИИ МО представил ТТЗ на разработку принципиально новой АПЛ, которое в январе 1959 г. было утверждено (по представлению министра обороны) соответствующим постановлением Правительства. Главной проблемой для проектировщиков корабля стала схема размещения двух ракетных контейнеров над прочным корпусом. Как показали расчеты, они вместе с обтекателями, приводами и системами, обслуживающими ракеты, должны были иметь массу более 600 т. Достаточно сказать, что их объем (840 м³ ) был сопоставим с нормальным водоизмещением средней отечественной лодки периода Второй мировой войны \Хбис серии (типа С), а диаметр на 200 мм превышал диаметр прочного корпуса средней ДЭПЛ пр. 613. Для того чтобы разместить на прочном корпусе корабля два столь громоздких (длиной 20 и диаметром 4,2 м) контейнера, его диаметр, а также диаметр легкого корпуса пришлось увеличить. Так как обводы последнего охватывали контейнеры и плавно переходили в ограждение прочной рубки и выдвижных устройств, оно оказалось чрезвычайно большим. Не менее сложной оказалась проблема разработки конструкции обтекателей контейнеров и стартовых устройств. Технический проект корабля предусматривал его исполнение в виде единой для обоих контейнеров поворотной конструкции.
Она вписывалась в обводы ограждения и легкого корпуса и не нарушала общую архитектуру АПЛ. Надо отметить, что конструкторам пришлось осуществить большое число проработок, направленных на снижение размеров и массы контейнеров, а также на оптимизацию условий хранения и пуска ракет. В частности, рассматривались варианты изготовления контейнеров из титановых или маломагнитных сплавов, старта ракет прямо из контейнеров и их хранение в нейтральной газовой среде. Особый интерес представляет энергетическая установка корабля. Ее ППУ ВМ-1М являлась модернизированной версией установки ВМА. В отличие от прототипа она была оснащена системой автономного расхолаживания с теплообменником и специальным электрическим насосом, более совершенными и надежными ЦНПК, новой системой компенсации утечек в газовой системе (при помощи подпи- точных насосов), автоматическим управлением компрессором системы вакуумиро- вания и бесконтактной СУЗ. Для снижения содержания кислорода и хлоридов во втором контуре (чье присутствие приводило к течи ПГ) его оснастили ионообменными фильтрами. Конструктивные решения, которые планировали реализовать в установке ВМ-1М, впоследствии использовали в АЭУ АПЛ второго поколения. Торпедное вооружение корабля должно было включать в себя четыре 533-мм и четыре малогабаритных 400-мм ТА. Причем все они располагались в носовом отсеке: 533-мм ТА в его верхней части параллельно ДП корабля в два ряда, а 400-мм ТА – в его нижней части под углом 4° к ДП, также в два ряда. Погрузка и выгрузка боезапаса могла осуществляться через ТА с использованием специальных выдвижных балок с лотками, убирающихся под обечайку легкого корпуса. Один из вариантов эскизного проекта предусматривал вооружение из шести 533-мм и четырех 400-мм ТА. Разработка эскизного проекта АПЛ была завершена в первом квартале 1959 г. После его рассмотрения 11 июля 1959 г. Главком ВМФ и председатель Государственного комитета по судостроению (ГКО приняли совместное решение, в котором признавались возможными некоторые отступления от требований ТТЗ. К ним относились установка навигационного комплекса «Сила-Н-653» (вместо комплекса «Сокол-Н-653»), использование для изготовления ракетных контейнеров стали АК-29 (вместо маломагнитной стали) и увеличение времени пополнения запасов ВВД (с 10 до 12 часов). Вместе с тем, признавалось нецелесообразным увеличение 533-мм ТА до шести единиц, замену предусмотренных ТТЗ 533-мм двумя 650-мм ТА, увеличение вылета выдвижных устройств до 7 м (вместо 5 м), сокращение времени срочного всплытия до 60 с и обеспечение погружения (или всплытия) и плавания под водой с двумя затопленными контейнерами. Программе создания корабля придавалось особое значение и поэтому, в соответствии с решением ВПК от августа 1959 г., СКВ-143 обязали согласовать с ССЗ-402 график его постройки и начать передачу рабочих чертежей еще до утверждения технического проекта, разработка которого была завершена лишь в декабре того же года. Изначально предполагалось построить четыре АПЛ пр. 653, а затем их число увеличили до 18 единиц. Четыре первые из них заказали в начале 1960 г., с расчетом передать флоту головной корабль серии в 1962 г. Однако в конце мая 1960 г. работы над пр. 653 были прекращены по тем же самым причинам, что и работы над пр. П-627А. Технический проект 653 АПЛ был разработан в СКБ-143 под руководством М.Г. Русанова. Корабль должен был иметь двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус АПЛ пр. 653 предполагалось изготовить из ударостойкой стали с высоким пределом текучести АК-29 (толщиной 25-35 мм). Он был принят в форме цилиндра, а в оконечностях – в виде усеченных конусов. Он делился плоскими водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 , на восемь отсеков. Оконечности ПК представляли собой сферические поверхности штампо-сварной конструкции. Легкий корпус должны были изготовить из маломагнитной стали, и облицевать новыми нерезонансными резиновыми покрытиями НППРК-1М и НППРК-7. Благодаря увеличенному диаметру ПК на корабле использовали оригинальную компоновку ГЭУ: в четвертом отсеке размещались ППУ; в пятом отсеке – оба ГТЗА и один из АТГ; в шестом – второй АТГ и оба ГЭД, а также холодильные пароэжекторные машины. Такая схема сократила общую длину корабля примерно на 10-12 м, по сравнению с пр.П-627А. Наряду с улучшением кормовых обводов легкого корпуса и стабилизаторов, сокращение длины корпуса дало возможность сохранить такую же скорость полного подводного хода, что и у АПЛ пр. П-627А, при увеличенном почти на 1300 т нормальном водоизмещении. В качестве ППУ в пр.653 было решено использовать реактор ВМ-1М, являвшийся развитием реактора ВМ-А, принятого в пр. 627'А и пр. П-627А. Он имел систему автономного расхолаживания с теплообменниками и специальным насосом, более совершенные главные и вспомогательные насосы первого контура, новую, бесконтактную СУЗ «Экран» и т.д. Оба ракетных контейнера располагались над прочным корпусом за прочной рубкой, параллельно друг другу, с размещением между ними ПМУ. Ограждение рубки было совмещено с обтекателями контейнеров и легким корпусом корабля, который, как следствие, имел увеличенный диаметр – 12,2 м. Обводы легкого корпуса плавно округлялись кверху, образуя ограждение рубки, контейнеров и ПМУ. Для обеспечения единого обтекателя и стартовых устройств была принята конструкция одного поворотного обтекателя на два контейнера. Их крышки, размещенные в кормовой части, в отличие от пр.П-627А, открывались не на борт. При повороте обтекателя на борт, у одного из контейнеров появлялась возможность открытия крышки, а затем вывода ракеты на лафет, также расположенный под обтекателем заподлицо с надстройкой. После вывода ракеты носовая часть лафета поднималась при помощи гидропривода выше среза контейнера, и в таком положении осуществлялся старт по курсу корабля.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий