16/08/24

Программа создания крылатых ракет Lockheed Martin "Gray Wolf" / Northrop Grumman "Golden Horde" (США).

На вооружении ВВС США состоят ракеты «воздух-поверхность» нескольких типов, способные решать разные боевые задачи. Часть этих изделий была принята в последние годы и теперь с разной активностью используется боевыми самолетами. Процесс создания такого оружия не прекращается, и Пентагон заказал разработку новой ракеты. В течение нескольких следующих лет промышленность должна будет представить новые проекты под общим названием AFRL Gray Wolf. Существующие авиационные ракеты Соединенных Штатов способны решать разнообразные боевые задачи, однако не имеют ряда желаемых функций и возможностей. В частности, несколько ракет не могут объединяться в звено и работать совместно, обмениваясь данными, распределяя между собой цели и т.д. При этом американское командование понимает потенциал подобных систем и желает иметь их на вооружении. Для получения желаемого оружия в прошлом году была запущена новая программа. Первые сведения о проекте с шифром Gray Wolf («Серый волк») появились в середине октября прошлого года. Как тогда сообщалось, в самое ближайшее время Исследовательская лаборатория ВВС США (Air Force Research Laboratory или AFRL) должна была выпустить техническое задание на разработку перспективной авиационной ракеты. Учитывая условия этого документа, предприятия оборонной промышленности должны были разработать и представить свои варианты облика такого вооружения. По результатам сравнения нескольких конкурсных работ Пентагон должен был выбрать наиболее удачный проект ...
В прошлом году сообщалось, что результатом конкурса станет, как минимум, один контракт на разработку технической документации. Этот заказ планировалось разместить в самом конце 2017 финансового года или чуть позже. На проведение требуемых работ отводилось несколько лет. В первой половине двадцатых годов, исполняя требования заказчика, компания-подрядчик должна была подготовить проект новой ракеты Gray Wolf и провести часть испытаний. Не ранее 2025 года такое изделие могло бы поступить на вооружение. Согласно информации прошлого октября, техническим заданием от AFRL предлагался следующий облик ракеты. Подрядчику следует разработать крылатую ракету с дозвуковой крейсерской скоростью полета, способную летать на дальность до нескольких сотен миль и доставлять к цели боевую часть того или иного типа. При этом основные требования предъявлялись к бортовому комплексу радиоэлектронного оборудования. Его следовало «обучить» особым методам боевой работы, как самостоятельной, так и в составе звена, включающего несколько ракет. По всей видимости, именно применение ракет в «стае» привело к появлению кодового названия «Серый волк». В соответствии с пожеланиями военного ведомства, будущие ракеты AFRL Gray Wolf должны иметь возможность одновременного группового применения с совместной координированной работой нескольких боеприпасов. Несколько ракет, направленных на одну цель или группу целей, должны будут самостоятельно изучать обстановку в заданном районе, выявлять отдельные объекты и определять их приоритет, а также распределять найденные мишени между собой. Все это даст новой ракете определенные преимущества перед существующими изделиями в контексте эксплуатации и боевого применения. Тем не менее, пока специалисты ВВС США не до конца уверены в возможности получения подобного потенциала при разумных тратах. В связи с этим на ранних стадиях проекта, запланированных на 2016-17 годы, предполагалось провести необходимые научно-исследовательские работы и определить реальный потенциал имеющихся предложений. Следовало рассчитать стоимость серийных ракет нового типа, а также найти оптимальные объемы серийного производства, позволяющие сократить цену изделий до приемлемых значений. Кроме того, получение некоторых возможностей могло быть связано с чрезмерными тратами. Возможно, для получения желаемой стоимости пришлось бы сократить техническое задание тем или иным образом. По имеющимся данным, в течение нескольких следующих месяцев сразу семь компаний оборонной промышленности США проявили интерес к программе AFRL Gray Wolf. Результатом этого стала разработка целого ряда аванпроектов перспективного авиационного вооружения, в которых поставленные задачи решались теми или иными способами. Получив необходимую документацию, Исследовательская лаборатория военно-воздушных сил смогла выбрать наиболее удачный проект и, соответственно, создателей будущего оружия. Несколько дней назад стало известно, какой именно выбор сделали ответственные лица, и кому в ближайшие годы предстоит заниматься созданием новых ракет с необычными возможностями. Из семи представленных проектов специалисты AFRL выбрали два. Этот выбор вскоре был подтвержден парой контрактов, определяющих сроки и условия работ, а также объемы финансового участия военного ведомства. Следует отметить, что контракты были подписаны только в середине декабря 2017 календарного года, т.е. в первых месяцах 2018-го финансового – немного позже, чем планировалось в недавнем прошлом. Первым подрядчиком в рамках программы AFLR Gray Wolf стало отделение Missiles and Fire Control компании Lockheed Martin. Второй контракт был подписан с отделением Space & Mission Systems компании Northrop Grumman. Любопытно, что оба контракта максимально похожи с точки зрения сроков, технических требований и объемов финансирования. При этом, как сообщается, одной из компаний позволили работать дольше, чем конкуренту. В соответствии с двумя контрактами, ракетные отделения компаний «Нортроп-Грумман» и «Локхид-Мартин» должны будут выполнить проектирование новой управляемой ракеты типа «Серый волк», построить некоторое количество опытных образцов, а также провести все необходимые испытания и доводку. В рамках двух контрактов подрядчики должны будут получить государственное финансирование в размере 110 млн долларов США для каждого. Деньги будут выделяться в заданных количествах в течение нескольких следующих лет. Согласно сообщениям зарубежной прессы и компаний, которым предстоит создавать перспективное оружие, два контракта серьезно отличаются сроками завершения работ. Так, проект от Lockheed Martin должен быть завершен за следующие пять лет – до 17 декабря 2022 года. К проекту компании Northrop Grumman предъявляются менее суровые требования: он будет завершен к середине декабря 2024-го. Также два контракта различаются графиком финансирования. Так, в 2018 финансовом году на ракету Gray Wolf от Lockheed Martin Пентагон потратит 2814490 долларов. Конкурирующий проект в этот период получит 3014590 долларов.
Дальнейшие планы и будущие события в контексте программы AFRL Gray Wolf пока не уточнялись, уже есть основания для некоторых предположений. Так, есть все основания полагать, что в 2022-24 годах американское министерство обороны сравнит проекты управляемого ракетного вооружения от двух компаний и выберет наиболее удачный. Именно он станет окончательным победителем «конкурса» и получит рекомендацию к принятию на вооружение с последующим контрактом на серийное производство. К настоящему времени большая часть сведений о программе «Серый волк» не успела стать достоянием общественности. Кроме того, из всех требований к будущей ракете пока раскрыли только примерные параметры скорости и пожелания относительно групповой работы нескольких изделий при одновременном их применении. Прочие данные пока не появлялись и, возможно, не будут опубликованы в ближайшее время. Ситуация может измениться к началу двадцатых годов, когда опытные ракеты должны будут выйти на испытания, однако пока любой оптимизм при ожидании новостей может быть излишним. Не имея информации о желаемых летных и технических характеристиках будущей американской ракеты, но зная о требованиях к бортовой электронике и ее функциях, можно сделать некоторые предположения и выводы. Главной особенностью «Серого волка» станет возможность работы в составе «стаи» себе подобных. Несколько ракет, направленных к целям в одном районе, должны будут совместными усилиями вести наблюдение и искать заданные объекты. Также возможно автоматическое распределение целей между ракетами без участия человека, направленное на повышение боевой эффективности. Согласно сообщениям некоторых средств массовой информации, боевая и тактическая ценность ракет Gray Wolf может быть повышена и другими путями. Так, утверждается, что в проекте от Lockheed Martin уже сейчас предлагается создание не просто ракеты «воздух-поверхность», но многоцелевого летательного аппарата, способного решать различные задачи. С помощью таких изделий можно будет не только выполнять удары, но и вести подготовку к ним. Изделие от фирмы «Локхид-Мартин», изначально создаваемое в качестве авиационного средства поражения, может стать носителем специального радиоэлектронного или оптико-электронного оборудования. В таком случае самолет-носитель сможет отправить в район заданной цели ракету с разведывательной аппаратурой и уточнить имеющуюся информацию. С использованием этих данных может быть нанесен ракетный удар. Также изделия Gray Wolf, теоретически, способны нести аппаратуру радиоэлектронной борьбы. Полноценные боевые ракеты, максимально унифицированные с системами разведывательного назначения, смогут нести головки самонаведения разных типов, фугасные или проникающие боевые части и т.д. Все это, как ожидается, позволит получить максимально возможный боевой потенциал при разумных затратах, снижаемых за счет унификации разных изделий. При всем этом ракеты должны отличаться сравнительно малыми размерами и массой, что не приведет к недопустимому сокращению списка совместимых носителей. Но у проекта Gray Wolf, как следует из опубликованных данных, могут быть определенные проблемы. В сравнении с существующими вооружениями новая ракета оказывается весьма сложной и в результате достаточно дорогой в сравнении с другими изделиями своего класса. Так, по известным данным, одна современная ракета «воздух-поверхность» AGM-158A JASSM обходится заказчику в 850 тыс. долларов, а за более новую AGM-158B JASSM-ER приходится платить 1,36 миллиона. При этом бортовая электроника подобных изделий не отличается особой сложностью или наличием принципиально новых возможностей. Можно представить, во сколько Пентагону будут обходиться новые «Серые волки». На данный момент программа AFRL Gray Wolf в том виде, в каком ее показывают официальные и неофициальные сообщения, выглядит достаточно интересно. Техническое задание на проект предусматривает освоение новых технологий и создание ракеты с необычными возможностями. Однако новая ракета будет весьма дорогой и сложной. Разработка такого оружия на конкурсной основе может привести к определенному сокращению стоимости готовых изделий, но итоговая цена все равно останется достаточно высокой. Согласно последним данным, работы по тематике Gray Wolf будут продолжаться до 2022-24 годов. В течение нескольких следующих лет две компании, победившие в первом этапе программы-конкурса, должны будут представить проекты, построить опытные ракеты и провести испытания. 

 
В США протестировали первый в своем роде небольшой турбореактивный двигатель. Испытания проводились в рамках программы под символическим названием «Серый волк» («Gray Wolf»). Главная задача программы, запущенной Военно-воздушными силами США, заключается в разработке технологий, которые могли бы значительно удешевить производство крылатых ракет. Но двигатель способен приводить в действие и другие воздушные системы, включая и беспилотные летательные аппараты, созданию которых в американской армии уделяется все большее внимание. 

Двигатель TDI-J85 был представлен Technical Directions Inc. (TDI) – подразделением известного производителя беспилотных летательных аппаратов Kratos. За реализацию программы «Серый волк» отвечает Исследовательская лаборатория Военно-воздушных сил США. Именно она опубликовала фотографию истребителя F-16 Viper, несущего летательный аппарат с логотипом Griffon Aerospace. О начале работ по реализации программы «Серый волк» впервые стало известно еще в 2017 году, когда Исследовательская лаборатория ВВС США заключила соглашение с корпорациями Northrop Grumman и Lockheed Martin. Затем Northrop Grumman приступила к совместной работе с Technical Directions Inc., результатом которой и стало тестирование двигателя. Руководитель Управления по боеприпасам Исследовательской лаборатории ВВС США полковник Гарри Хаас считает, что успешное тестирование значительно повысит общую уверенность американских военных в эффективности и нового двигателя, и вооружения в целом. Несмотря на то, что разработка двигателя оказалась достаточно сложной, Исследовательская лаборатория ВВС, TDI и Northrop Grumman смогли наладить, по словам полковника, «выдающееся сотрудничество». Итак, что же представляет собой TDI-J85? Это турбореактивный двигатель, вес которого составляет примерно 12,7 кг. К примеру, турбовентиляторный двигатель Williams F107, установленный на крылатой ракете воздушного базирования AGM-86B (ALCM), относится к классу тяги в 600 фунтов и весит около 67 фунтов, то есть в два раза больше предлагаемого двигателя. В Исследовательской лаборатории ВВС США отмечают, что двигатель TDI-J85 прошел успешные испытания, кульминацией которых стала работа двигателя на большой высоте. Он оправдал ожидания разработчиков по характеристикам тяги и показал крайнюю эффективность в расходовании топлива. "Конструкция двигателя была ориентирована на доступность и технологичность, что позволяет увеличить производство. Результаты испытаний подтвердили работоспособность двигателя", - заявил представитель Исследовательской лаборатории ВВС США. Таким образом, у американских военных появился первый двигатель такого класса, способный успешно работать на высоте. Конечно, несомненным достоинством двигателя является и его ценовая категория. Он намного дешевле, чем другие двигатели, использовавшиеся в американской авиации. Пока в ВВС США не сообщают о стоимости одного двигателя TDI-J85. Но известно, что шесть лет назад, в 2014 году, двигатель F107 обходился в 190 тысяч долларов. Между тем, именно стремление к удешевлению стоимости двигателя и явилась одним из основных факторов, повлиявших на запуск программы «Серый волк». Экономичность и недорогая цена двигателя позволяют снизить общую стоимость отдельных крылатых ракет воздушного базирования. Высокая стоимость прежних двигателей делала использование крылатых ракет весьма дорогостоящей затеей. Поэтому в ВВС и задумались о необходимости снижения их стоимости. В свою очередь, более дешевые крылатые ракеты – это больше крылатых ракет, что позволит добиваться максимального эффекта во время массированных атак. Еще одна важная причина – потребность в перспективном увеличении дальности действия оружия без необходимости увеличения количества используемого топлива. В новом двигателе топливная нагрузка уменьшается, а значит, что крылатая ракета может быть оснащена более крупной боеголовкой. Если двигатели будут запущены в серийное производство, американские Военно-воздушные силы получат принципиально новые возможности, которые значительно усилят их боевую мощь.

http://eurasian-defence.ru/ 

Министерство обороны США 18 и 20 декабря 2017 года выдало отдельные контракты стоимостью по 110 млн долл каждый от лица Исследовательской лаборатории ВВС США (US Air Force Research Laboratory - AFRL) корпорациям Lockheed Martin и Northrop Grumman соответственно на первую стадию разработки на конкурсной основе перспективной недорогой авиационной крылатой ракеты под условным обозначением Gray Wolf. 
 
Контракты выданы на основе выпущенных AFRL в марте 2017 года требований по «проектированию, разработке, изготовлению и испытаниям» прототипов недорогих дозвуковых авиационных крылатых ракет, которые должны использовать развитые сетецентрические технологии взаимодействия для борьбы с «интегрированными угрозами ПВО противника в условиях сильного противодействия». Таким образом главным назначением данных ракет является уничтожение систем ПВО противника. Ракеты должны сетецентрически взаимодействовать с другими образцами вооружения для совместного массированного применения, взаимной выдачи целеуказания, и т.д. Программа Gray Wolf должна включать четыре стадии "спирального развития" и должна дать возможность оценить решения, использующие открытую архитектуру и модульную компоновку, позволяющие быстро создавать опытные образцы и совершенствовать их в "спиральном развитии". Ракеты должны решать задачи не только поражения целей, но и наблюдения и разведки, радиотехнической разведки и РЭБ. На конкурс AFRL по данной программе свои предложения представили семь американских компаний, из которых были выбраны проекты двух вышеуказанных. По выданным контрактам первой стадии, Lockheed Martin и Northrop Grumman должны к концу 2022 и концу 2024 года, соответственно, осуществить разработку и испытания прототипов своих ракет по данной теме. Ранее по бюджету 2017 года обе корпорации получили по 3 млн долл на начальную стадию НИР по этой программе. Иcпытания ракет Gray Wolf первой стадии должны проводиться с истребителей Lockheed Martin F-16. В последующем ракета должна быть интегрирована в состав вооружения самолетов F-35, F-15, F-18, B-1, B-2 и B-52. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий