В своё время, отчасти поле деятельности мортир отъели гаубицы, некоторые из которых именовали мортирами, но на практике это типичные гаубицы. Вторым, еще более опасным соперником, стали минометы. Первые образцы нового оружия появились еще в конце XIX века, далее была русско-японская война, а расцвета минометы достигли в годы Первой мировой войны. Иные минометы (особенно стержневого типа) по калибрам догнали иные мортиры. Впрочем, довольно быстро минометы ушли в более скромные калибры. Но даже в исходном виде минометы делали мортиры во многом бесполезным вооружением. Мобильность минометов, даже тяжелых, оказалась не в пример выше, поскольку их масса была значительно ниже. Поэтому и калибры минометов оказались, как правило, не особо высокими — 50-107 мм, к концу 1930-х появились и 120-мм минометы. Несмотря на это, еще до начала Второй мировой войны снова пошла тенденция на рост калибров минометов. В Советском Союзе еще до войны пошли работы по минометам калибра 160 и 240 мм. И если 240-мм миномет до конца войны так и не вышел за рамки опытных работ, то 160-мм миномет был принят на вооружение Красной Армии 17 января 1944 года постановлением ГКО №4971сс, а уже с марта того же года начался серийный выпуск. Занимались тяжелыми минометами и в США, правда, там дальше опытных образцов дело не продвинулось. Самым крупным калибром стал 107, таким обладал M2 4.2-inch Mortar, химический миномет. Вместе с тем, работы шли и по минометам калибра 155 мм — десантный T25, а также танковый T9. Самым тяжелым стал 10-дюймовый (254 мм) миномет T5. Работы по нему начались в конце войны, а к началу 1945 года появилась версия T5E3. Работали по миномету в арсенале Уотервлит ...
Увы, по данному миномету материалов практически нет никаких. Вместе с тем, это был совсем не «бумажный» миномет. К марту 1945 года опытный образец миномета на лафете T6E3 был изготовлен силами арсенала Уотервлиет. Вместе с тем, еще в начале 1945 года стало очевидно, что требуется самоходный вариант миномета. Миномет получился весьма громоздким, а процесс его заряжания требовал механизации. Посему и возникла идея поставить миномет на подходящее шасси. Таковое было в то время одно — 155 mm Gun Motor Carriage T83. На этой же базе делалась самоходная гаубица 203-mm Howitzer Motor Carriage T89. В январе 1945 года по одному образцу машины ушло на войсковые испытания в рамках «миссии Зебра». Впрочем, в начале 1945 года и так становилось понятно, что машина получилась, вопрос стандартизации GMC T83 был почти решенным. Кроме того, в феврале 1945 года силами Pressed Steel были сданы первые серийные GMC T83.
Официальный старт программы самоходного миномета был дан 22 февраля 1945 года. В этот день Комитет по Вооружениям утвердил разработку 10-inch Mortar Motor Carriage T94. Работы по машине не представлялись чересчур сложными, поскольку шасси GMC T83, которую в марте 1945 года стандартизировали как GMC M40, позволяли довольно легко переделать ее в самоходный миномет. Согласно имеющейся справке, предполагалось поставить миномет T5E2 на лафете T6E2, но вообще-то в марте 1945 года на испытания уже вышел миномет T5E3 на лафете T6E3. В общем-то, разницы между ними почти никакой не было, но просто для справки. Видимо, случился типичный пример ситуации, когда «танкисты» не успевали за «артиллеристами».
Согласно расчетам, боевая масса MMC T94 составлял 36287 кг, то есть столько же, сколько у GMC M40. Таким же предполагался и боекомплект — 20 мин. Экипаж снижался до 6 человек, поскольку процесс заряжания миномета был механизирован. Основным назначением новинки должна была стать борьба с вражескими оборонительными сооружениями. Наличие столь мобильной платформы позволяло быстро развернуться в боевое положение, а потом столь же быстро покинуть место стрельбы, чтобы не накрыло ответным огнем. От других проектов MMC T94 отличался необычайно большими углами горизонтальной наводки — по 15 градусов влево и вправо. Еще одним преимуществом машины становилось то, что перед стрельбой не требовалось устанавливать плиту. Согласно подсчетам, устойчивости шасси GMC T83 вполне хватало, чтобы вести огонь «с гусениц», опустив штатный сошник. По проекту, машина должна была получить кольцевую турель с 12,7-мм пулеметом Browning M2HB, но ее так и не поставили. Технический проект утвердили 15 мая 1945 года, после чего Детройтский Арсенал приступил к переоборудованию одной из GMC M40 в самоходный миномет. Вместе с тем, далее работы застопорились. Нет, полностью они не прекратились, вместе с тем сложилась тенденция, когда машина оказалась в нижнем приоритете. По этой причине к началу 1946 года работы достигли стадии установки макетного образца миномета T5E3 на лафете T6E3. Также удалось переоборудовать GMC M40. Машина получила штатное крановое оборудование, которое ставилось на лафете T6E3. Для облегчения процесса заряжания с правой стороны боевого отделения имелась складная платформа. По направляющим мина подавалась в ствол, то есть система была дульнозарядной. Почему миномет сделали так, неизвестно, советские М-160 и М-240 были казнозарядными. Это позволило обойтись без той громоздкой системы, которая была у T5E3.
Оценить результаты работ по MMC T94 так и не удалось. Резкое снижение финансирования ударило и по GMC M40/HMC M43, в результате объем выпуска этих машин сильно отличался от запланированного. Ну а MMC T94 рекомендовали отменить еще в январе 1946 года. Активность по машине продолжалась как минимум до июня 1946 года, к тому моменту ее переименовали в 250-mm Mortar Motor Carriage T94. Полноценный миномет на САУ так и не поставили, поскольку и буксируемый миномет дальше стадии опытного образца не продвинулся. Возможно, спустя 5 лет, в ходе Корейской войны, кто-то из военных и вспомнил о данной машине. В гористой местности такая штука точно бы пригодилась. Тем не менее, крупнокалиберные самоходные минометы в США, что называется так и не «взлетели», а в СССР работы по тяжелым минометам закончились созданием 2С4 «Тюльпан».
https://alternathistory.ru/ (Иван Бякин).
Комментариев нет:
Отправить комментарий