Погружающийся десантный катер S.60 был спроектирован в 1988 году фирмой Seaforth Group. Предполагалось, что возможность погружаться поможет такому катеру прорваться к берегу под огнём противника. Другой вариант применения – для скрытной высадки групп спецназа на побережье противника. Обычный сценарий применения S-60 предполагал спуск катера на воду в 50 километрах от побережья с 60 солдатами десанта. Весь путь до берега проходит на глубине 5 метров на скорости в 6 узлов - и лишь в 100 метрах от берега катера всплывают и начинают десантирование по выдвижным мостикам. Seaforth Group групп предложила подобный проект морской пехоте и на экспорт, но найти покупателей ей не удалось ...
Судно длинной 18 метров могло нести в себе до 60 «пассажиров» в полной боевой экипировке. Достигнув цели катер всплывал и начинал выгрузку пехоты из верхнего люка по развёрнутому трапу. Считалось, что S.60 отлично подойдёт для использования в секретных операциях силами специального назначения. Катер может скрытно доставить к берегу достаточно большой отряд, в чём значительно превосходил обычные подводные средства доставки, правда уступая им в незаметности. После завершения высадки S.60 отходил от берега и снова скрывался под водой, ожидая звукового сигнала от десанта, что бы вернуться и забрать его. Но кроме спецопераций S.60 можно было использовать и для обычных высадок. В этом случае на катерах должна была идти первая волна высадки, будучи практически неуязвимой под водой для огня береговой обороны противника.
Так как же как и обычные десантные средства S.60 мог базировать или на специальных десантных кораблях или на переоборудованы гражданских судах. Правда из-за большой осадки было невозможно базирование в существующих на тот момент десантных кораблях-доках. Это, большая цена такого катера, а так же спорная эффективность и стали причиной, что ни одного покупателя проект так и не нашёл. В современных на тот момент условиях для хорошо подготовленной обороны не было больших проблем обнаружить подкрадывающиеся подводные десантные катера таких размеров. А если высадка происходила в незащищённом месте то вроде как не было необходимости скрываться под водой. Случаи когда S.60 и правда мог пригодиться были слишком редки, что бы оправдать его покупку. К 1990 году все работы над проектом были прекращены.
Смотря на этот проект можно вспомнить знаменитые полупогружаемые катера Северной Кореи, стоящие на вооружении минимум с начала 1980-х годов и даже ушедшие на экспорт в Иран. Но стоит понимать, что они даже в своих самых крупных вариантах сильно меньше S.60 и предназначены исключительно для незаметной заброски малых групп диверсантов. По сути северокорейские катера не более чем аналог сверхмалой подводной лодки-носителя водолазов для бедной страны. В то время как S.60 это полноценный десантный катер. Но не стоит отрицать возможность что именно обнаруженные в середине 1980-х северокорейские катера могли послужить вдохновением для инженеров Seaforth Group.
Комментариев нет:
Отправить комментарий