21/08/24

Проект подводной лодки Type XXVI (Германия. 1943 - 1945 год).

1) Type XXVI нереализованный проект немецкой подводной лодки конца Второй Мировой Войны. В стадии постройки находились всего пять лодок, но ни одна из которых не была достроена. Когда выяснилось, что лодки Type XXI непригодны для тактических требований рейдов против конвоев, компания из Киля снова увидела возможность для «подводной лодки с двигателем Вальтера» и 12 октября 1943 года представила концепт с обозначением XXVIA ...
28 марта следующего года главнокомандующий ВМФ Карл Дёниц принял решение о постройке лодки под обозначением Тип XXVIW (от Walter). Неделю спустя военно-морское командование сформулировало требования, которым должен был соответствовать новый тип подлодки, получивший обозначение XXVI. Затем Ingenieurbüro Glückauf (IBG) было поручено окончательное проектирование, а также было поручено подготовить строительство лодок. IBG разработала производство лодок Type XXVI в так называемой модульной конструкции. Для этого строительство восьми необработанных секций соответствующей лодки должно происходить в металлургической компании и, исходя из этого, отдельные секции затем должны изготавливаться на специализированных верфях подводных лодок. Наконец, эти секции должны были быть доставлены на крупную верфь и там собраны в подводную лодку. Тип XXVI был разработан как глубоководная подводная лодка с двигателем Вальтера, который должен был разогнать её до подводной скорости 43 км/ч. Экипаж должен был состоять из трех офицеров и 30 матросов. 26 мая контракт на постройку 100 лодок этого типа был передан верфи Schichau в Гданьске, которая уже имела соответствующий опыт секционной постройки лодок типа XXI.
В начале мая 1944 года Hauptausschuß Schiffbau представила производственный план, согласно которому к 1945 году планировалось построить в общей сложности 66 лодок, а серийное производство должно было начаться в мае 1945 года. После пересмотра сроков производства, запланированных IBG, - восемь недель для необработанных секций, шесть недель на постройку каждой секции и семь недель на сборку, количество производимых лодок было увеличено до 74 лодок на 1945 год. Заказ на производство 100 лодок, от U 4501 до U 4600, был впервые размещен 26 мая 1944 года на верфи Schichau в Данциге, уже имевшего соответствующий опыт подобного строительства. Количество необработанной стали, необходимой для сотни лодок, оценивалось в 46240 тонн. 27 августа того же года заказ приняла верфь Blohm und Voss. Верфь в Гамбурге специализировалась на сборке систем двигателя Вальтера, а также на сборке секций. К концу войны некоторые секции от U 4501 до U 4504 находились в стадии строительства. Остальные контракты больше не выполнялись. Вооружение состояло из десяти торпедных аппаратов, из них четыре в носовой части. При разработке немецких подводных лодок, которые должны были быть оборудованы двигателем Вальтера, никаких торпедных аппаратов в корме не планировалось, так как они имели там герметичное машинное отделение, что усложняло работу задних торпедных аппаратов. По этой причине Type XXVI был спроектирован с шестью бортовыми торпедными аппаратами, которые располагались посередине корпуса на уровне командного пункта и были направлены под углом назад. Каждый торпедный аппарат на лодке должен был быть оснащен торпедой. Запасные торпеды не предусматривались (хотя встречаются сведения, что ещё десять торпед всё-таки были в качестве боекомплекта). Примерно раз в 3-4 дня извлесение торпед из аппаратов на длину примерно 2,5 м для обслуживания было возможно только в том случае, если часть коек в боевом отделении в носовой части была сложена. Ни на одной из подводных лодок не было зенитного вооружения (хотя, опять же, есть сведения, что лодка должна была вооружаться двумя 30-мм пушками).
Расчётные ТТХ : водоизмещение надводное – 842 тонны, водоизмещение подводное – 926 тонн, длина – 56,2 м, ширина – 5,45 м, осадка – 5,9 м, силовая установка : одна турбина Вальтера мощностью 7500 л.с. + один дизельный двигатель мощностью 580 л.с. + один «бесшумный» электродвигатель подкрадывания мощностью 70 л.с., скорость – 11 узлов в надводном и 24 узла в подводном положении, дальность действия 7300 морских миль при скорости 10 узлов (в надводном положении), экипаж – 33 человека, вооружение : десять 533-мм торпедных аппаратов.
 

2) Подводная лодка с турбиной Вальтера Type XXVI должна была стать самым важным оружием в военно-морском арсенале Германии, с характеристиками, которых не было у других флотов до ядерной эры. Можно, конечно, строить догадки, действительно ли они соответствовали бы этим теоретическим расчётам. К моменту окончания Второй мировой войны строились четыре лодки Type XXVI. На самом деле ни один из них не был завершен, поэтому истинные показатели производительности остаются предметом спекуляций. В конструкцию была заложена глубина погружения около 330 метров, хотя вопрос о том, можно ли было достичь её безопасно, остается открытым. Другие немецкие конструкции, предназначенные для работы на такой глубине, оказались неспособными достичь её без серьезных проблем.

Вооружение должно было состоять из десяти 533-мм торпедных аппаратов. Четыре должны были располагаться на обычном месте в носовой части, а еще шесть располагались примерно на миделе, стреляя в корму. Доступ к обоим комплектам труб должен был осуществляться из носового торпедного отсека. Type XXVI должна была стать первой немецкой боевой подводной лодкой, у которой боевой пост находился в диспетчерской. В предыдущих конструкциях капитан находился в боевой рубке. В Type XXVI в боевой рубке был только аварийный выход. Были предусмотрены два обычных перископа: ночной перископ с большим объективом и перископ для атаки с очень узкой головкой, чтобы свести к минимуму вероятность его обнаружения днем. В то время как турбина Вальтера позволяла развивать очень высокую подводную скорость для преследования цели или ухода от нападавшего, необходимость нести огромные запасы высокоагрессивного топлива на основе перекиси водорода ограничивала использование турбин. Для нормального движения одна из этих лодок использовала бы дизельный двигатель или электродвигатель. Был установлен шнорхель, а рубка должна была быть покрыта обычным антирадарным покрытием и содержать самый современный из доступных радарных детекторов. Планы также предусматривали включение самого современного акустического оборудования. Немецкие конструкции были действительно изощренными. Немецкие разработки конца войны включали гидрофоны с фазированной решеткой, которыми можно было «управлять» с помощью электроники, и они стали основой для послевоенной разработки американских систем. Другие усовершенствования, которые в то время проходили испытания и могли быть использованы, включали первые торпеды с наведением по проводам. Тип XXVI был отклонен в трёх вариантах : ХХVIА , ХХVIB и ХХVIW , которые незначительно отличались друг от друга по тактико-техническим характеристикам и составу вооружения : на первых двух торпедных аппаратов было не десять, а двенадцать (6+6) и на палубе устанавливались два 30-мм зенитных орудия. Подводные лодки с двигателем Вальтера были крупнейшим научно-исследовательским проектом в Кригсмарине, и он имел бы значительный эффект, если бы двигатель был надежным и безопасным. В двигателе Вальтера в качестве источника тепла и кислорода используется высококонцентрированная перекись водорода. Она имеет очень высокую теплоту (каталитического) разложения, поэтому в итоге получается довольно много энергии. Кислород затем используется для сжигания топлива, чтобы получить больше энергии. Основная проблема безопасности заключается в том, что соединение довольно нестабилен и взрывается при контакте с любым органическим веществом. Основная проблема проектирования заключается в работе с высокими температурами, связанными с процессом. Также тогда существовала проблема с поставками, поскольку материал трудно изготовить, особенно во время тотальной воздушной войны. Профессор Вальтер был активным сторонником использования H2O2 в различных областях применения, особенно в двигателях подводных лодок, торпедных и ракетных двигателях. Была также разработано целая номенклатура торпед, такие как Steinbutt. Эти торпеды имели скорость 45 узлов, не имели кильватерного следа, их дальность хода была 8000 м. Самым дальнобойным был Steinwhal, который проходил 21 км при скорости 45 узлов. Klippfish с дальностью полета 6500 метров и скоростью 40 узлов, оснащенный поршневым двигателем Вальтера, прошел все испытания, чтобы быть запущенным в производство в 1942 году, но был отложен в пользу более быстрых моделей, которые затем столкнулись с техническими проблемами и не были готовы до начала 1945 года.
Работа над подводными лодками с двигателем Вальтера началась в середине 1930-х годов. Было несколько версий двигателя Вальтера : с использованием поршневой системы или турбин. Несколько лодок-прототипов успешно использовали его, но всегда возникали проблемы. Ни один из двигателей так и не стал боеспособным. Вопрос безопасной перевозки более 100 тонн H2O2 никогда не рассматривался должным образом, что само по себе исключало использование его в открытом море. Было достаточно сложно обращаться с небольшими количествами, используемыми в торпедах. По двигателям Вальтера после войны была проделана большая работа, но на боевой подводной лодке его никто так и не применил. Ещё одним большим недостатком двигателя Вальтера был его ограниченный радиус действия. Type XVIII, например, нес 204 тонны H2O2, что позволяло ему двигаться 200 морских миль со скоростью 24 узла. Предназначенный для действия в прибрежных водах Type XVIIB мог пройти 163 морских мили при 25 узлах, используя 55 тонн H2O2. Работа над торпедами с двигателем Вальтера началась в 1938 году. Первая модель, названная Klippfisch, использовала поршневой двигатель и проходила 6500 метров со скоростью 40 узлов. Она достигла боевого статуса в 1942 году, но так и не была принята, потому что торпеда с турбинным приводом Steinbutt обещала лучшие характеристики - 8000 метров при скорости 45 узлов. Было много проблем с турбинным приводом, и последовала целая коллекция версий со схожими характеристиками. Было также несколько моделей большой дальности, в которых использовался впрыск морской воды. Лучший из них — Steinwal — мог пройти 21000 метров со скоростью 45 узлов, не оставляя видимого следа. Эти торпеды оказались ненадежными на дальних дистанциях. Судя по всему, ни одна торпеда с двигателем Вальтера не дошла до боевого применения. Оглядываясь назад, становится ясно, что двигатель Вальтера более применим к торпедам, чем к подводным лодкам, и поэтому работы по торпедам должны были быть заявлены намного раньше и с более высоким приоритетом. В любом случае, проблемы обращения и хранения были известны в то время, и было бы гораздо более реалистично сконцентрироваться на устройстве, которое использует несколько сотен литров H2O2 вместо нескольких сотен тонн. Тип XXI, вооруженный торпедами Steinbutt с наведением по проводам, мог бы стать довольно интересным оружием, учитывая точность гидролокатора Типа XXI до ½ градуса. Был проект торпеды с проводным наведением под названием Spinne, которая несла 5000 метров провода. Такая торпеда могла наводиться в зону шириной 20 метров на дальности 2000 метров без поднятия лодкой перископа. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий