Пентагон достаточно давно проявляет интерес к экранопланам и ведет некоторые исследования в этой области. В первой половине 2022 года было принято решение о создании подобного транспортного средства с прицелом на реальную эксплуатацию в отдаленном будущем. Программа разработки экраноплана получила название Liberty Lifter и реализуется под руководством агентства DARPA. Программа Liberty Lifter стартовала в мае 2022 г. по инициативе Пентагона. К этому времени были определены основные ее цели и задачи, а также сформированы некоторые технические требования. В ближайшее время агентство DARPA планировало собрать заявки и предложения от потенциальных участников. В течение нескольких следующих месяцев должны были определить наиболее удачные концепции для дальнейшего развития. Как сообщается, целью программы Liberty Lifter является создание военно-транспортного экраноплана с высокой грузоподъемностью и высокими летными характеристиками. С его помощью в будущем планируется перебрасывать различные грузы на тактическом и стратегическом уровне. В зависимости от ситуации и обстановки, экраноплан будет дополнять или заменять самолеты и морские суда ...
Летательный аппарат будет взлетать с воды, осуществлять скоростной полет на малой высоте и выполнять посадку на воду. Такие принципы работы, в теории, позволяют получить преимущества перед другим транспортом. Так, экраноплан значительно быстрее любого надводного судна, а военно-транспортные самолеты традиционной конструкции проигрывают ему в теоретической грузоподъемности и имеют ограничения по базированию. Также экраноплан сможет дополнить имеющиеся десантно-высадочные средства морской пехоты.
В мае 2022 года запустили первый этап программы Liberty Lifter. Его целью являлся поиск технических предложений и предварительная проработка проектов. Также планировалось определить возможный уровень тактико-технических характеристик, достижимый при использовании доступных технологий. К экраноплану предъявляется несколько дополнительных требований. Так, летательный аппарат может иметь необычную конструкцию, но ее следует максимально упростить. Также должны использоваться только доступные компоненты и агрегаты. Разработка сложных систем и узлов с нуля или применение чрезмерно сложных концепций не рекомендуется.
Необходимо получить высокие летно-технические характеристики. Так, требуется высокая устойчивость летательного аппарата к волнам, как на взлетно-посадочных режимах, так и в полете. Полет должен осуществляться над водой и на высотах до 10 тыс. футов (3 км). Экраноплан должен иметь возможность длительной (до нескольких недель) работы в море без полноценного обслуживания. Будет проработан вопрос навигации и безопасного вождения в судоходных районах – для предупреждения столкновений или иных инцидентов. По известным данным, на приглашение агентства DARPA отозвалось несколько американских компаний, в основном из авиастроительной отрасли. К концу прошлого года агентство занялось анализом технических предложений и теперь выбрало наиболее удачные. Победителей первого этапа программы назвали 1 февраля. Дальнейшее развитие получат два представленных проекта. Первый разработан компанией General Atomics Aeronautical Systems, Inc. в сотрудничестве с Maritime Applied Physics Corporation, а второй предлагает фирма Aurora Flight Sciences, объединившая усилия с Gibbs & Cox и ReconCraft. Две команды получают контракты на проведение дальнейших работ. Новые соглашения устанавливают план работ на следующие 18 месяцев. В ближайшие 6 мес. участники программы будут заниматься дальнейшей проработкой своих концепций. Затем 9 мес. выделяется на полноценное техническое проектирование. Еще три месяца дают на подготовку производства опытной техники и планирование последующих испытаний. Все эти мероприятия должны завершиться к осени 2024 г. Затем DARPA изучит представленные материалы и выберет победителя программы. Он получит крупный контракт на завершение проектирования, строительство и испытания опытной техники. Сроки выполнения этих работ назвать пока не могут. Ожидается, что после выбора победителя к программе Liberty Lifter присоединятся несколько других организаций и структур Пентагона. Кроме того, программа может привлечь внимание зарубежных партнеров США, заинтересованных в получении принципиально нового транспорта. Вероятно, проект будут завершать совместными усилиями.
General Atomics и Aurora уже показали примерный облик разрабатываемых экранопланов и некоторые их возможности. Точный уровень расчетных характеристик пока остается неизвестным – вероятно, из-за недостаточной степени проработки проектов. Тем не менее, и опубликованные материалы позволяют понять, как две команды разработчиков намерены решать поставленные технические задачи.
Компания General Atomics (GA-ASI) предлагает экраноплан необычного облика. Его предлагается оснастить двумя фюзеляжами, соединенными низкорасположенным крылом большого размаха и оперением с верхним стабилизатором. Оба фюзеляжа должны вмещать грузовые кабины большого размера с передним входом – носовые обтекатели откидываются вверх. Силовую установку предлагают составить из 10-12 турбовинтовых двигателей на пилонах над крылом.
Aurora Flight Science предлагает более привычную схему и архитектуру. Ее экраноплан Liberty Lifter фактически представляет собой крупную «летающую лодку» с одним фюзеляжем. На нем установлено высокорасположенное крыло с наклонными консолями и вертикальными законцовками. Под плоскостями на пилонах помещено по четыре турбореактивных (хотя на картинке скорее видны турбовинтовые – видны круги описываемые винтами) двигателя. Несмотря на «самолетный» облик, такой экраноплан оптимизируется именно для полета на малых высотах. Максимальная дальность полёта должна составить 6500 морских миль. Полёт в экранном режиме лоджен обеспечиваться при волне моря до 5 баллов (высота волны до 4 метров).
Отмечается, что оба концепта по габаритам похожи на серийный военно-транспортный самолет C-17 Globemaster. Это означает, что размах крыла находится в пределах 50-52 м, а общая длина не превышает 53-55 м. Также с C-17 сравнивают расчетную грузоподъемность экранопланов. Самолет способен перевозить 77,5 т грузов – людей, технику, имущество на поддонах и т.д. Аналогичные возможности должна получить техника от GA-ASI и Aurora.
Пентагон всерьез заинтересовался тематикой экранопланов и даже запустил полноценную программу, направленную на проведение необходимых исследований и проектирование техники. В течение следующих полутора-двух лет она даст первые результаты, а также покажет свой потенциал для дальнейшего развития. Тогда же будет принято решение о необходимости продолжения работ – или о закрытии программы. Интерес к концепции экранопланов вполне понятен. Исследования и практический опыт, в т.ч. иностранный, в первую очередь советский / российский, показывают, что такая техника имеет определенные преимущества перед транспортом прочих классов. Летательный аппарат, перемещающийся на небольшой высоте над водой, по тем или иным показателям обходит и морские суда, и полноценные транспортные самолеты. В то же время, экраноплан имеет свои специфические особенности, и его создание является непростым делом. Из-за этого перед участниками программы Liberty Lifter стояло несколько сложных задач, в целом сводящихся к созданию конструкции с оптимальным сочетанием разнообразных характеристик. Так, экраноплан должен быть вместительным, но при этом вписываться в расчетные ограничения по массе. При всем этом, он должен быть устойчивым к волнам и брызгам. Наконец, от него требуют высокие скоростные характеристики и способность к полноценному полету на большой высоте. Компании-участники программы уже предложили свои варианты такого летательного аппарата, и их проекты радикально отличаются друг от друга. Один из них использует традиционную схему самолета, тогда как в другом применена необычная архитектура с двумя фюзеляжами.
За последнее время программа DARPA по разработке транспортного экраноплана Liberty Lifter прошла первую стадию поиска и рассмотрения предварительных технических предложений. Теперь круг ее участников определен, и им предстоит разрабатывать полноценные проекты. Во второй половине 2024 года заказчик сравнит их и выберет более удачный. Этот проект получит развитие и возможно дойдёт до строительства и испытания опытного образца. При благоприятном развитии событий, за испытаниями последует заказ на полноценное производство и постепенное внедрение нового экраноплана в войсках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий