11/08/23

Опытный автомат Бёртона (США. 1917 год).

По опыту эксплуатации французами переделанных в автоматы карабинов Винчестер М1907, аналогичные работы начались в США. На фирме "Винчестер" в 1918 году Бертон занялся разработкой «ружья-пулемета». Новый автомат разрабатывался под специальный патрон .345 Winchester Machine Rifle, сделанный на базе патрона .351 WSL (9x33SR), снаряженного остроконечной пулей с начальной скоростью порядка 560 м/с. Кроме системы питания оригинальной него особенностью были сменные стволы : обычный для авиационного варианта и укороченный с приливом для штыка - для пехотного ...
Надо сказать, что изначально винтовка задумывалась для весьма узкой ниши — летчикам и стрелкам аэропланов, которым требовалось что-то во-первых, легкое, во-вторых, автоматическое и, в-третьих, способное сбивать воздушные шары противника. И Фрэнк Бёртон эту задачу решил. Начал Фрэнк Бёртон с патрона : чтобы эффективно уничтожать воздушные шары противника, летчики требовали не просто оружие, которое могло быстро наделать много дырок в его оболочке, но и еще зажечь ее. Выполняя пожелание авиаторов, конструктор переделал патрон .351 WSL (8,9х35 мм «винчестер самозарядный»). Патрон был разработан в 1906 году. Его 12-граммовая разгонялась до скорости 570 м/с с энергией 1900 Дж. Фрэнк Бёртон чуть уменьшил калибр патрона, убрал закраину, изменил форму головки пули с круглой на остроконечную и поместил в пулю зажигательный заряд. Так появился патрон .345 WSL.
Не стал конструктор особо мудрствовать и с автоматикой разрабатываемого оружия, взяв свободный затвор у им же разработанного и уже проверенного самозарядного карабина обр. 1907 года. А вот дальше начались нюансы. Самым первым была система боепитания: автоматическая винтовка Бёртона питалась из двух магазинов, установленных, во-первых, сверху, а, во-вторых, под углом к ствольной коробке, образуя букву «V». Каждый магазин был рассчитан на 20 патронов, вставлялся в свое гнездо приемника, но использовать их следовало по очереди. Для этого была придумана система двухэтапной фиксации: каждый магазин имел по две защелки и последовательно проходил два положения: в первом положении магазин не подавал патроны в приемник, но, если стрелок нажимал на магазин еще раз, то он проходил до второй защелки, и подача патронов становилась возможной. После того, как патроны из первого магазина были израсходованы, стрелок должен был нажать на специальный рычаг, расположенный на приемнике спереди, поднять пустой магазин на один щелчок вверх, а второй, полный, магазин, нажать на один щелчок вниз. Предполагается, что такую необычную систему боепитания Фрэнк Бёртон сделал, чтобы, во-первых, обеспечить стрелку большее количество боеприпасов без смены магазина (что в самолете могло быть проблематично), а, во-вторых, чтобы не мешать все тому же стрелку целиться.
Впрочем, этим нюансы не исчерпывались. Автоматическая винтовка имела два спусковых крючка: один, в спусковой скобе, обеспечивал огонь в самозарядном режиме, второй, установленный под спусковой скобой, давал возможность вести автоматический огонь. Но, чтобы обеспечить автоматический огонь, стрелку следовало нажимать оба спусковых крючка, постоянно удерживать нижний, а длину очереди регулировать, отпуская и нажимая верхний. Темп стрельбы составлял около 800 выстрелов в минуту.
Чтобы обеспечить относительно низкую скорострельность, затвор был сделан довольно массивным, а возвратная пружина — тугой. Причем возвратная пружина выходила в приклад и крепилась специальным винтом на затыльнике. Оружие стреляло с открытого затвора, рукоятка которого, , похожая по форме на спусковой крючок, находилась снизу. Стреляные гильзы экстратировались вниз. И следует отметить, что, хотя оружие задумывалось как некий авиационный пулемет, для чего конструктор предусмотрел специальное кольцо крепления, не была забыта и возможность вынужденной посадки на вражеской территории — у дульного среза винтовки устанавливался фиксатор для крепления штыка. Тем более, что вес оружия — около 4,5 кг — вполне допускал манипуляции им в рукопашном бою. Ствол, кстати, был сделан быстросъемным — он фиксировался одним винтом.
Как считают специалисты, винтовка получилась в целом неплохой и, сравнивая ее с современными «штурмовыми винтовками», называют оружие конструкции Бёртона «первой штурмовой винтовкой США» (относя патрон Бёртона в группу промежуточных патронов). Тем не менее, легкой автоматической винтовке Фрэнка Бёртона не повезло: на вооружение летчиков она не попала: к тому моменту, как это оружие было готово, самолеты уже вовсю вооружались обычными пулеметами, которые вполне справлялись с задачами уничтожения вражеских аэростатов.
Сведений о том, была ли винтовка представлена военным специалистам для испытаний, нет. Зато точно известно, что оружие было абсолютно случайно найдено при разборе коллекции предприятия «Винчестер» — среди другого столь же редкого, сколь и невезучего оружия. Единственный сохранившийся экземпляр. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий