30/09/23

Опытный лёгкий танк Т92 (США. 1956 год).

Поступивший в 1966 году на вооружение Армии США лёгкий танк М551 «Шеридан» произвёл фурор у специалистов. Корпус из алюминиевых сплавов, 152-мм орудие — пусковая установка ПТУР «Шиллейла», возможность перевозки самолётами и парашютного десантирования — всё это было для танков США, да и для большинства лёгких танков остального мира новым словом в конструкции и тактике применения. Правда, ценность этих новшеств оказалась спорной, но дело даже не в этом... Всё упомянутое хорошо известно многим любителям истории танков. Гораздо менее известно, что если бы «карты легли» по-другому, американская армия получила бы совершенно другой, хотя и не менее интересный лёгкий танк Т92 ...
Вступив во Вторую мировую войну с 12-тонным МЗ «Стюарт», вооружённым 37-мм пушкой, американские танкисты последовательно пересели на М5, а затем на М24 «Чаффи». Этот танк весил уже 16,5 тонны и имел куда более мощное 76-мм орудие. Следующим шагом по «утяжелению лёгкого танка» стало появление в 1951 году практически не отличающегося по схеме М41 «Уокер Бульдог». 24-тонная машина, превосходившая по огневой мощи и массе многие средние танки Второй мировой, стала своеобразным «венцом развития» «классического» пути совершенствования лёгкого танка. Попыткой идти по этому пути дальше стало создание в начале 1953 года танка Т49, вооружённого 90-мм пушкой и весившего более 25 тонн. Несмотря на неплохие результаты, показанные на испытаниях, американские военные решили, что идти таким путём бессмысленно, так как получается танк — слишком тяжёлый и дорогой для лёгкого и слишком слабо вооружённый (так как уступал по боекомплекту и прицельным приспособлениям) и бронированный — для среднего. В мае 1952 года Комитет по вооружению объявил требования к новому лёгкому танку, который должен был прийти на смену М41. Первоначально предполагалось, что масса новой машины составит 20 тонн, позднее эта цифра уменьшилась до 18. Танк хотели вооружить 90-мм орудием, что давало ему возможность эффективно бороться почти со всей бронетехникой вероятного противника, но по результатам предварительных проработок, произведённых специалистами Детройтского Арсенала, стало ясно, что придётся ограничиться 76-мм орудием, но его необходимо оснастить автоматом заряжания. На конкурс поступило более десятка самых разнообразных проектов. В июне 1953 года на совещании в Форт Ноксе определились три претендента на победу в конкурсе.
Первый из них разрабатывался в Детройтском Арсенале и представлял собой 18-тонный танк, вооружённый 76-мм пушкой в низкой необитаемой башне. Боекомплект орудия составлял 60 выстрелов, 18 из которых размещалось в автомате заряжания. Наличие последнего позволило сократить экипаж до трёх человек. Двое из них, командир танка и наводчик, размещались в башне. Место третьего члена экипажа — механика-водителя располагалось по центру передней части корпуса. Броневая защита соответствовала таковой у предшественника, танка «Уокер Бульдог». В кормовой части находились поперечно расположенный 340-сильный карбюратор- ный двигатель AOI-628 и коробка передач ХТ-270, передававшие приводной момент на ведущие звёздочки заднего расположения. Четыре опорных катка имели торсионную подвеску. Дополняли подвеску передние направляющие колёса и по три поддерживающих катка на борт.

Т92 :

1 — ведущая звёздочка;
2 — опорный каток;
3 — поддерживающий каток;
4 — гидроамортизатор;
5 — запасные траки;
6 — 76-мм орудие Т185Е1;
7 — люк аккумуляторного отсека;
8 — люк механика-водителя;
9 — 7,62-мм пулемёт;
10 — башенка наводчика;
11 — лючок левого бензобака;
12 — лючок правого бензобака;
13 — башенка командира;
14 — 12,7-мм пулемёт;
15 — фары;
16 — прибор наблюдения командира танка;
17 — перископ командира;
18 — перископ наводчика;
19 — прибор наблюдения наводчика;
20 — шанцевый инструмент в специальной корзине;
21 — кормовая двухстворчатая дверь;
22 — короб выхлопной системы;
23 — жалюзи охлаждения двигательного отсека.

Второй проект лёгкого танка был разработан конструкторами фирмы Aircraft Armaments, Incorporated (AAI). Имея массу чуть менее 17 тонн, он сильно отличался от своих конкурентов. 76-мм пушка и спаренный с ней 7,62-м пулемёт устанавливались не в обычной башне, а на смещённом к корме выносном лафете, что значительно уменьшало высоту танка. Командир и наводчик, которые располагались, соответственно, слева и справа от орудия, получили по «собственной» башенке с крупнокалиберным пулемётом. Заряжающий находился за спиной у командира танка. Четвёртый член экипажа, механик-водитель сидел в передней части машины слева от двигателя. Силовой агрегат представлял собой расположенный поперёк корпуса двигатель AOI-628-1 в блоке с КПП ХТ-300. Ходовая часть Т92 применительно к одному борту включала ведущее колесо переднего расположения и 4 спаренных опорных катка, из которых последний играл роль направляющего колеса. Поддерживающих катков первоначально не предусматривалось. Подвеска — балансирная, торсионная. После рассмотрения всех проектов было решено построить макеты новых танков. В итоге 18 июня 1954 года АА1 получила заказ на постройку двух опытных образцов танка, получившего индекс Т92. На совещаниях 5 ноября 1954 года и 27 января 1955 года в первоначальный проект были внесены многочисленные изменения, большая часть которых претворилась в металл при постройке опытных образцов. Так, например, ходовая часть получила поддерживающие катки (по 2 на борт), в башенке командира вместо 12,7-мм пулемёта установили 7,62-мм (оставив, впрочем, возможность обратной замены). Первый Т92 (№9В1281) поступил на Абердинский полигон 2 ноября 1956 года. При этом из-за того, что пулемётные башни не поступили в срок, первые испытания танк провёл без них. Второй опытный образец (№9В1282), прибывший в Абердин 22 июля 1957 года, имел уже полный комплект вооружения. Испытания вполне удовлетворили военных, и было принято решение о запуске новой машины в серию. Корпус танка Т92 сваривался из литых и катаных деталей. Защита была эквивалентна таковой у его предшественника — танка М41, но весила меньше за счёт большего угла наклона бронедеталей и применения для некоторых из них лёгких сплавов. Так, броня из алюминиевых сплавов использовалась для люков отделений силовой установки, аккумуляторов и вспомогательного генератора, а жалюзи системы охлаждения были выполнены из лёгких сплавов и армированного пластика. Моторное отделение размещалось справа в передней части и отделялось от остальных стальной противопожарной переборкой. Слева от него находился отсек вспомогательной силовой установки и аккумуляторы. За ними располагалось место механика-водителя. Для наблюдения за полем боя он использовал 4 перископа М17, расположенных вокруг его люка, кроме того, в крышке люка имелось место для установки инфракрасного перископа М19. Для эвакуации из танка механик-водитель кроме своего люка мог воспользоваться аварийным, который находился под его сиденьем. Сблокированная с двигателем КПП Аплисон ХТ-300 имела шесть передач для движения вперёд и две — назад. Забор воздуха для работы двигателя осуществлялся через грибок на крыше корпуса слева от башни, выхлоп — через решётки в задней части правой над-гусеничной полки. Два мягких 75-галлонных топливных бака размещались в отсеке в задней части корпуса перед боеукладкой. Ходовая часть включала (на каждый борт) ведущее колесо переднего расположения, четыре опорных катка с индивидуальной торсионной подвеской, первый и четвёртый (игравший также роль ленивца), из которых оборудовались дополнительными гидроамортизаторами, а также два поддерживающих катка. Стальная гусеница с резиновыми подушками на траках имела ширину 406 мм и длину 9,91 метра. Две запасные секции гусеницы (по 7 траков) крепились к задней части башни. Кроме люков в верхнем броневом листе, танк имел двухстворчатую дверь в задней части корпуса, в каждой из створок которой располагалось по прибору наблюдения. Особенностью Т92 стал башенный погон необычайно большого для небольшой машины диаметра — 2260 мм. 76-мм пушка Т185Е1 размещалась на специальном внешнем лафете, установленном по центру башни между двумя бронированными пулемётными башенками. Орудие Т185Е1 было разработано на базе пушки М32, стоявшей на танке «Уокер Бульдог», с которой оно имело одинаковую баллистику и отличалось в основном тем, что было приспособлено для работы с автоматом заряжания. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт, установленный над орудием. Правую башенку, вооружённую крупнокалиберным пулемётом, занимал командир танка, левую — наводчик, которому, в отличие от первоначального проекта, «достался» лишь 7,62-мм пулемёт. Каждая башенка оборудовалась двумя перископами, высота которых позволяла вести наблюдение поверх пушки, и четырьмя приборами наблюдения, ещё 6 располагались на «основной» башне. Также в башенках имелись перископические прицелы для башенных пулемётов. И командир, и наводчик могли осуществлять наведение и стрельбу из орудия, для чего они имели по перископу М16, которые устанавливались на «основной» башне перед башенками. С перископом наводчика был спарен телескопический прицел.
Обе башенки имели угол поворота 194°. Управление поворотом всех трёх башен и вертикальным наведением орудия могло осуществляться как с помощью электропривода, так и вручную и допускало углы вертикального наведения 10+60°. Четвёртый член экипажа — заряжающий размещался за спиной наводчика. Заряжание могло осуществляться как вручную, так и с помощью механизма заряжания, магазин которого (7 снарядов) находился между местами командира и наводчика. Кроме того, снаряды хранились в боеукладке в задней части корпуса (28 снарядов) и в башне (24 снаряда). Вместе со снарядом в механизме заряжания это давало боекомплект в 60 снарядов. Малая ёмкость магазина механизма заряжания требовала от заряжающего либо дозаряжать его в ходе боя (что было вполне возможно, хотя и неудобно), либо переходить на заряжание орудия (а точнее механизма заряжания, так как снаряды в этом случае заряжались не собственно в орудие, а в механизм подачи) вручную. Стреляные гильзы пушки и пулемётов выбрасывались из танка через специальные лючки. Испытания, проведённые на Абердинском полигоне, выявили ряд недостатков. Так, гусеница постоянно ломалась, и после 202 часов испытаний её заменили на гусеницу с 356-мм траками Т85Е1, стандартными для танка «Чаффи». Из-за обнаружившейся тенденции к спаданию гусениц было решено добавить в ходовую часть направляющее колесо заднего расположения. Из других изменений, внесённых по итогам испытаний, можно отметить усиление элементов трансмиссии, перенос отопителя в левую заднюю часть моторного отделения, установка дополнительного уплотнения башенного погона и т.д. (всего около 50 усовершенствований). Средства, выделенные в 1957 году на производство ещё двух Т92, которые должны были стать эталонами для серии, ушли на модернизацию первых двух машин по итогам испытаний. Производство же 3-го и 4-го образцов танка перенесли на следующий год, решив заодно внести в их конструкцию все изменения. Забегая вперёд, скажу, что они так и не были построены.
Казалось, не пройдёт и года, как первые Т92 появятся на вооружении армии США, но над его судьбой начали сгущаться тучи. Ещё в начале 1957 года специальный комитет Конгресса получил сообщения разведки о том, что в части Советской Армии стали поступать лёгкие плавающие танки ПТ-76. Эта информация повлекла за собой пересмотр всей концепции проектирования лёгких танков США. Так, было решено обязательно делать их плавающими. К сожалению, обеспечить плавучесть Т92 не представлялось возможным, поскольку ещё на этапе проектирования забронированный объём постарались максимально уменьшить. Чтобы сделать танк плавающим, требовалось увеличить его размеры для обеспечения приемлемого водоизмещения, что сводило на нет практически все его достоинства. И вот в июне 1958 года было принято решение об остановке работ по программе нового лёгкого танка, в том числе строительства третьего и четвёртого Т92. Так закончилась судьба этой интересной машины. Оба произведённых танка ещё несколько лет использовались для различных испытаний. Одну из этих машин сейчас можно увидеть в танковом музее в Абердине. 
 
ТТХ :

Боевая масса, т : 16,3
Экипаж, чел. : 3
Броня : противопульная
Вооружение : 76,2 мм пушка, один 7,62 мм пулемёт, один 12,7 мм пулемёт
Двигатель : карбюраторный, "Континенталь" AOJ-628 мощность 310 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч : 65

Комментариев нет:

Отправить комментарий