21/10/23

Ракетная "бомба Диснея" (США. 1945 год).

Бомба Диснея (Disney Bomb, официально «4500-фунтовая бетонобойная ракетная бомба») — противобункерная авиационная бомба с ракетным ускорителем, разработанная Royal Navy в сотрудничестве с ВВС Армии США в годы Второй мировой войны. Прозвище связано с пропагандистским фильмом, снятым студией Диснея. Несмотря на успех идеи в целом, конструкторам не сразу удалось добиться точности, необходимой для поражения отдельных бункеров. Бомба была поставлена на вооружение только в конце войны и не оказала значительного влияния на результаты стратегических бомбардировок Германии ...
Во время Второй мировой войны перед авиацией союзников встала проблема поражения заглубленных и укрепленных сооружений. Например бункеры подводных лодок Кригсмарине, защищённые 5—8-метровыми железобетонными перекрытиями с полыми промежутками для ослабления взрывной волны, были практически непроницаемы для бомб обычного калибра. По мере расширения союзниками воздушной войны против стратегических объектов Германии, немцы все активнее перемещали военные и промышленные мощности в бункеры, подземные сооружения, горные массивы и т. д., тем самым снижая эффективность бомбардировок. Для поражения сильно защищенных объектов британская авиация использовала сверхтяжёлые бомбы, разработанные известным авиаконструктором Б. Уоллесом. Пятитонная бомба Tallboy, при сбросе с высоты 7—8 км достигала сверхзвуковой скорости и пробивала грунт на глубину до 30 метров. Сейсмические волны, производимые взрывом, приводили к разрушению заглубленных конструкций. Ещё больший эффект достигался при применении 10-тонной бомбы Grand Slam. Бомбы Уоллеса имели и недостатки: необходимость разгона до сверхзвуковой скорости требовала сброса с большой высоты, что осложняло задачу поражения точечных целей. Лишь немногие специально подготовленные экипажи могли эффективно добиваться попаданий. К тому же большие и тяжёлые бомбы требовали применения тяжёлых бомбардировщиков, количество которых было ограничено. В поисках альтернативы, американцы обратились к идее разгона бомбы путем ускорения ракетным двигателем. Расчёты показывали, что такая бомба может иметь пробиваемость, сравнимую с «Tallboy», при намного меньших габаритах и меньшей высоте сброса, что, в свою очередь, означало, что бомба сможет применяться с большей точностью.
Ракетная бомба имела 5,3 метра в длину при диаметре 280 мм и массе в 2000 кг. Она состояла из трёх секций. Первая (носовая) представляла собой проникающую боевую часть из особо прочной стали с зарядом из 230 кг взрывчатки. Вторая часть бомбы представляла собой разгонный твердотопливный ракетный двигатель, состоявший из 19 отдельных пороховых шашек от 3-дюймовых неуправляемых ракет. Третья часть бомбы включала стабилизаторы и механизм зажигания, включающий все двигатели одновременно по сигналу от барометрического датчика и питаемый от турбогенератора. Для точного попадания, бомба должна была быть сброшена с высоты до 6100 метров. После сброса, бомба падала около 30 секунд, пока не достигала расчётной высоты. Механизм зажигания активизировал двигатели, одновременно сбрасывая хвостовую секцию. Горение топлива в двигателе продолжалось 3 секунды, за которые он разгонял бомбу до скорости около 440 м/с (1,29 Маха). Боевое применение показало, что разогнавшаяся бомба пробивала слой железобетона в 4,5 м. Расчётная пробиваемость составляла около 5 м, но на практике эти данные не были проверены. Хотя бомба применялась исключительно американскими ВВС, значительную роль в её разработке и испытаниях сыграли англичане. Разработка велась под эгидой британских ВМС, желавших создать эффективное оружие для борьбы с бункерами подводных лодок. Так как британский флот не располагал самолетами, способными осуществить бомбардировочную операцию необходимого масштаба, было заключено соглашение с дислоцирующимися в Великобритании американскими бомбардировочными частями о развертывании нового оружия на американских машинах. Британские королевские ВВС никогда не проявляли интереса к бомбе и даже не думали о её применении. Большую роль в проекте бомбы сыграли предоставленные Королевским Флотом данные о бетонобойном действии 381-миллиметровых снарядов линейных кораблей. Само по себе обозначение — «бомба Диснея» — было взято из пропагандистского мультфильма 1943 года, снятого студией Уолта Диснея. В фильме выдвигалось предложение использовать бетонобойные бомбы с ракетным двигателем для поражения бункеров. Испытания бомбы начались в начале 1945 года. Опытные заряды сбрасывались с бомбардировщиков B-17 на захваченный союзными войсками бункер Эперлек, считавшийся хорошим примером германского железобетонного сооружения. Новые бомбы не помещались в бомболюке B-17. Для их размещения использовалась внешняя подвеска, аналогичная применяемой для планирующих бомб Aeronca GB-1. Первые боевые вылеты с применением ракетных бомб были совершены лишь в феврале 1945 года. Целью для них стали бетонные бункеры подводных лодок и торпедных катеров в Эймейден (Голландия). Укрытия были защищены 3-метровым слоем бетона, и имелось по крайней мере одно сооружение, имевшее защиту из двух слоев железобетона толщиной в 3,7 и 1,4 метра, между которыми был предусмотрен промежуток для ослабления взрывной волны. В бункерах размещались торпедные катера и подводные лодки типа «Бибер». Для обеспечения наступления союзников, порт было необходимо вывести из строя. С августа 1944 года Королевские ВВС неоднократно бомбили бункера, в том числе сбросив 53 сверхтяжёлые бомбы «Tallboy», но результаты были неудовлетворительны. Только после этого было решено испытать новое американское оружие. 10 февраля 1945 года 9 бомбардировщиков B-17, несущих по две ракетные бомбы, совершили налёт на бункера. Эффект был значительный — несколько бомб пробили бетон и разорвались внутри бункеров (пустовавших). Налёт был повторен 14 марта, также 9 самолётами. 30 марта 36 бомбардировщиков, снаряжённых ракетными бомбами, совершили налёт на Гамбург. Целью воздушного нападения был исполинский бункер «Valentin» — гигантский сборочный цех, где из доставляемых с заводов секций собирались новые субмарины. Этот огромный судостроительный завод позволял немцам поддерживать темпы спуска на воду новых субмарин даже в ситуации тотальных воздушных бомбардировок. Его уничтожение рассматривалось как ключевой пункт в предотвращении попыток немцев начать новый этап подводной войны. 
 

Крыша гигантского бункера была уже пробита до этого двумя 10-тонными бомбами «Гранд Слэм», но немцы немедленно начали восстановительные работы. 30 марта, на бункер было сброшено более 60 ракетных бомб. Только одна бомба пробила цель, нанеся ей некоторый урон. Тем не менее, вскоре после этого немцы прекратили работы над бункером. 4 апреля 1945 года 24 бомбардировщика атаковали 48 бомбами защищённые цели в Гамбурге. Из-за плохих погодных условий бомбардировка велась вслепую, по радару. Планировавшийся второй рейд в мае 1945 года был отменён в связи с капитуляцией Германии. Всего было сброшено 158 «бомб Диснея». Ограниченный опыт применения бомб в годы войны не позволил принять окончательное решение о эффективности концепции, поэтому летом 1945 года Англия и США договорились о продолжении испытаний. Старый полигон в Уаттен был сочтён уже недостаточно крупным для таких испытаний, а Франция отказывалась предоставить для бомбардировки находящиеся на её территории бункера, так как близость крупных портов могла повлечь за собой разрушения гражданских объектов. Поэтому испытания проводились на германских бункерах в Гельголанде. В 1946 году бункера подвергались совместной бомбардировке британскими «Tallboy» и «Grand Slam», американскими «Amazon» и «бомбами Диснея».

Испытания дали интересный результат : хотя пробиваемость более лёгких ракетных бомб оказалась ниже, чем у сейсмических бомб, тем не менее, производимый ими разрушительный эффект оказывался, как правило, сильнее. Это было связано с тем, что «Tallboy» быстрее терял скорость, проникая через бетон и детонировал обычно в его толще, в то время как ракетная бомба пробивала перекрытие (пусть и меньшей толщины) насквозь, и разрывалась внутри помещения. Тем не менее, было отмечено неудовлетворительное действие системы зажигания  — 37 % сброшенных бомб не смогли включить двигатели или включили их не вовремя. В целом, результаты всех испытаний были сочтены недостаточно удовлетворительными и США, и Великобритания занялись разработкой более совершенных пробивающих авиабомб.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий