23/10/23

Опытный танк "Erprobungsträger mit 3-achs-stabilisiertem Turm" (ФРГ.1966 год).

В 1960 году стартовал совместный немецко-американский проект разработки перспективного основного танка под обозначением MBT-70. Специалисты двух стран совместными усилиями должны были разработать новую боевую машину с высокими характеристиками, способную прийти на замену существующей технике. Итогом работ стало появление достаточно удачного танка, который, однако, не пошел в серию. Кроме того, в рамках программы MBT-70 разрабатывались некоторые альтернативные проекты, так же не давшие реальных результатов. Одной из таких разработок стал проект с условным обозначением "Erprobungsträger mit 3-achs-stabilisiertem Turm", в рамках которого планировалось решить одну из самых сложных задач ...
К перспективному основному танку предъявлялись различные требования, в том числе касавшиеся точности огня. К началу шестидесятых годов уже были созданы одно- и двухплоскостные стабилизаторы орудия, которые позволяли повысить вероятность попадания в цель. Тем не менее, сохранялась еще одна характерная проблема. В ряде случаев орудие могло наклоняться относительно своей продольной оси, что значительно ухудшало показатели точности. Для избавления от этой проблемы требовалось принять некоторые меры в виде создания соответствующей системы управления огнем, способной делать необходимые поправки, или использовать оригинальную конструкцию башни. Проверять новое оригинальное предложение было решено в рамках проекта со сложным, но полностью раскрывающим всю суть названием Erprobungsträger mit 3-achs-stabilisiertem Turm – «Опытный носитель башни с трехплоскостной стабилизацией». Как ясно из этого названия, немецкие специалисты решили внести в комплекс вооружения перспективного танка дополнительный канал стабилизации. Теперь автоматика должна была сохранять требуемое положение орудия с установленными углами вертикальной и горизонтальной наводки, а также компенсировать крен башни с пушкой.
Для стабилизации орудия по продольной оси следовало использовать некоторые механизмы, задачей которых было бы удержание ствола в требуемом положении. Предварительный анализ возможностей позволил сформировать общий подход к созданию нового стабилизатора. Выяснилось, что вписать требуемую систему стабилизации в башню приемлемых размеров будет очень трудно или даже невозможно. По этой причине было решено отказаться от стабилизации только орудия, установив на соответствующие приводы всю башню. Это требовало разработать новое боевое отделение с рядом характерных особенностей, но в то же время появлялась возможность в определенной мере упростить его конструкцию в сравнении с иной техникой. В качестве основы для «Опытного носителя» был взят недавно разработанный танк Leopard 1. Эта машина должна была поделиться с новым прототипом шасси и некоторыми другими агрегатами. Одновременно с этим планировалось провести модернизацию имеющихся изделий с целью повышения основных характеристик и обеспечения совместимости с новым оборудованием, создаваемым в рамках экспериментального проекта. Таким образом, готовая опытная машина имела определенное сходство с существующей техникой, но при этом отличалась от нее рядом особенностей. Новые агрегаты предлагалось монтировать на модернизированном шасси основного танка «Леопард-1». Эта машина имела корпус из гомогенной брони, спроектированный с учетом имеющихся наработок по повышению уровня защиты. Лобовая часть корпуса состояла из нескольких наклонных листов толщиной до 70 мм. Борта изготавливались из листов толщиной 35 и 45 мм, а также дополнительно прикрывались 20-мм надгусеничной полкой. Корму от обстрела защищали листы толщиной 30-35 мм. Крыша и днище имели толщину 25 и 35 мм соответственно.
Танк немецкой разработки имел классическую компоновку с передним расположением отделения управления, центральным боевым отделением, а также кормовым отсеком для размещения всех агрегатов силовой установки и трансмиссии. В базовой конфигурации машина управлялась экипажем из четырех человек, располагавшимся в отделении управления и в боевом отделении. Изначально танк Leopard 1 оснащался дизельным двигателем мощностью 830 л.с. Для повышения характеристик «Опытного носителя» было решено использовать более мощную силовую установку. В моторном отсеке установили новый двигатель мощностью 1000 л.с. Поскольку базовый танк оснащался силовым блоком, объединявшим двигатель и трансмиссию, в новом проекте пришлось использовать некоторые нововведения. В частности, потребовалась переработка гидромеханической трансмиссии. На каждом борту корпуса крепилось по семь опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Кроме того, все пары катков, за исключением четвертой и пятой, оснащались дополнительными телескопическими гидравлическими амортизаторами. В кормовой части корпуса помещались ведущие колеса, в передней – направляющие. Выше опорных катков имелось по несколько поддерживающих роликов на борт. Применялась гусеница с обрезиненной беговой дорожкой. Наибольшим изменениям в ходе нового проекта Erprobungsträger mit 3-achs-stabilisiertem Turm должно было подвергнуться боевое отделение базового танка. Имевшаяся архитектура боевого отделения оказалась несовместимой с оригинальными идеями. Из-за этого центральную часть базового танка пришлось серьезно переработать. Из нее удалили все лишние детали, узлы и агрегаты, которые могли бы помешать установке новой башни. Кроме того, существовала необходимость в установке ряда новых устройств, необходимых для полноценной эксплуатации перспективной башни.
Авторы проекта предложили осуществлять стабилизацию орудия без использования его собственных приводов наводки. Вместо этого следовало применять устройства, обеспечивающие перемещение всей башни вместе с пушкой. Как следствие, понадобилось разработать оригинальную конструкцию башни и системы ее перемещения в трех плоскостях. Результатом этого стало появление боевого модуля необычной формы и нестандартной комплектации. Башня новой конструкции должна была собираться из нескольких основных деталей разной формы. Так, ее нижняя половина представляла собой шаровой сегмент. В передней части башни находился наклонный лобовой лист с прямоугольным блоком для установки орудия. Над нижним шаровым сегментом имелись детали схожей формы, усеченной сверху. В крыше башни предусматривались люки и смотровые приборы. На бортах и на корме башни имелись дополнительные ниши и ящики прямоугольных очертаний. Боевое отделение нестандартной формы должно было устанавливаться на доработанный погон корпуса, позволявший производить наведение по горизонтали, а также обеспечивавший поворот башни в вертикальных плоскостях, параллельных и перпендикулярных оси ствола. Внутри корпуса помещались приводы управления башней, построенные, по разным данным, на основе электромеханических или гидравлических агрегатов. Их задачей было сохранение требуемого положения орудия вне зависимости от маневров танка и особенностей ландшафта. В качестве основного оружия танк Erprobungsträger mit 3-achs-stabilisiertem Turm получил 105-мм нарезное орудие L7, ранее использовавшееся в составе комплекса вооружения машины Leopard 1. Пушка со стволом длиной 56 калибров, оснащенным эжектором, монтировалась в центральной части башни и получала противооткатные устройства. Интересно, что новая башня получила жесткое крепление орудия. Какие-либо системы наведения не предусматривались. Наведение пушки по горизонтали, как и на других танках, предлагалось осуществлять путем поворота всей башни. Вертикальная наводка, в отличие от прочих бронемашин, тоже должна была выполняться при помощи приводов башни. Отсутствие систем вертикальной наводки внутри танка позволило оптимизировать компоновку боевого отделения, сэкономив определенное пространство. Характерной чертой оригинального боевого отделения был сравнительно малый внутренний объем, накладывавший различные ограничения. В частности, могли иметься проблемы с перевозкой боекомплекта достаточных размеров. По этой причине танк получил дополнительное вооружение для борьбы с целями, имеющими слабую защиту. Для экономии боекомплекта основного орудия и обстрела соответствующих целей предлагалось использовать спаренную 30-мм пушку. Дефицит внутренних объемов привел к тому, что крупную и длинную малокалиберную пушку пришлось размещать за пределами башни. Она устанавливалась на специальной опоре справа сверху от L7. Там же находился короб с боекомплектом.
«Опытный носитель башни с трехплоскостной стабилизацией» получил достаточно развитую для своего времени систему управления огнем. На крыше башни имелись сравнительно крупные прицельные приспособления, оснащенные дальномером и другой аппаратурой. Кроме того, танк имел аппаратуру, определявшую отклонения башни от требуемого положения и выдававшую команду приводам стабилизации. Удержание башни и орудия в требуемом положении было задачей автоматики. Экипаж мог осуществлять только самые основные операции по наведению вооружения. Первый и последний прототип танка Erprobungsträger mit 3-achs-stabilisiertem Turm был построен в 1966 году. С одного из имевшихся в наличии танков Leopard 1 сняли все более не нужное оборудование, вместо которого установили специально изготовленную башню, новый двигатель и т.д. После переделки опытный танк сохранил основные габариты, хотя его боевая масса выросла до 45 т. 1000-сильный двигатель должен был обеспечить приемлемую подвижность. Ходовые испытания «Опытного носителя» позволили установить сохранение основных характеристик подвижности на уровне базового танка. Максимальная скорость на шоссе превышала 60-62 км/ч, запас хода достигал 600 км. Таким образом, новая машина имела возможность перемещаться по пересеченной местности и работать в одних боевых порядках с существующими танками последних моделей. По имеющимся данным, в ходе испытаний было установлено, что оригинальная система трехплоскостной стабилизации орудия действительно позволяет добиться требуемых характеристик точности. Автоматика правильно компенсировала все перемещения шасси и установленной на нем башни, сохраняя необходимое положение орудие. Достигнутые характеристики позволяли продолжать развитие проекта с целью последующего внедрения, однако этого не случилось.
Испытания показали, что авторам проекта удалось успешно решить основную конструкторскую задачу, однако решение было достигнуто слишком высокой ценой. Предложенная конструкция перспективного танка имела ряд характерных недостатков, фактически закрывавших ей путь к использованию в войсках. Боевая машина получилась слишком дорогой, а также неприемлемо сложной для производства и эксплуатации. Кроме того, имелись значительные технические недостатки, мешавшие повышению некоторых характеристики. Так, башня необычной формы имела недостаточный внутренний объем, что негативным образом сказывалось на удобстве работы экипажа, а также не позволяло довести объемы боекомплекта до приемлемых значений. Также оказалась недостаточной толщина бронирования башни, что не позволяло защитить машину от существующих угроз. При этом отсутствовала реальная возможность увеличить заброневой объем и тем самым улучшить остальные параметры. Для увеличения башни требовалось разработать погон большего диаметра, который требовал переработки верхней части корпуса. Подобные изменения были невозможны, а в существующем виде башня не могла устроить заказчика.
По завершении испытаний было решено, что прототип Erprobungsträger mit 3-achs-stabilisiertem Turm, равно как и использованные при его разработке оригинальные идеи, не имеет реального будущего. Поэтому оригинальную машину за ненадобностью отправили на хранение, а проектные работы продолжились по более перспективным направлениям, которые могли представлять интерес для заказчика. Проект «Опытного носителя» оказался первой и последней попыткой создать трехплоскостную систему стабилизации танкового орудия, дошедшей до сборки прототипа и последующих его испытаний. Главным результатом немецкого проекта Erprobungsträger mit 3-achs-stabilisiertem Turm стало понимание того, что стабилизация орудия в третьей плоскости при помощи механических средств не имеет смысла. Использование качающейся башни чересчур усложняет всю конструкцию боевой машины, а применение аналогичных креплений орудия в стандартной башне приводит к неправильному распределению объемов боевого отделения. Таким образом, для компенсации поперечных отклонений ствола требовались некие новые методы и средства.
Вскоре после завершения проекта «Опытного носителя» был найден способ решения имеющейся задачи. Было предложено отказаться от отдельных механизмов, и возложить требуемые функции на специальным образом доработанные системы управления огнем. Отклонение орудия от требуемого положения следовало определять при помощи датчиков, после чего СУО должна была рассчитывать траекторию полета снаряда и вносить соответствующие поправки. При этом без каких-либо проблем может использоваться двухплоскостной стабилизатор. Подобные алгоритмы работы систем управления огнем вскоре были разработаны и внедрены в новых проектах. Испытания опытного танка Erprobungsträger mit 3-achs-stabilisiertem Turm завершились полвека назад. За прошедшее с тех пор время было создано большое количество танков различных типов и их модификаций. Все современные танки оснащаются двухплоскостными стабилизаторами, компенсирующими отклонения орудия по горизонтали и вертикали. Компенсация прочих отклонений возлагается на автоматику, отвечающую за расчет поправок. Оригинальная идея, касавшаяся использования третьей плоскости стабилизации и необычной конструкции боевого отделения, не получила никакого распространения. Был построен лишь один танк с качающейся в любых направлениях башней, который после завершения испытаний был отправлен на хранение. В настоящее время, по разным данным, машина Erprobungsträger mit 3-achs-stabilisiertem Turm хранится в одном из немецких музеев бронетехники.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий