21/10/23

Авиационная бомба T-12 «Cloudmaker» (США. 1948 год).

T-12 "Cloudmaker" — самая тяжелая в истории противобункерная авиабомба, и одна из самых тяжелых авиационных бомб в мире вообще. Разработка была начата ВВС США в конце 1944 года. Бомба предназначалась для поражения заглубленных бункеров и подземных сооружений и завершала линию развития так называемых «бомб-землетрясений», появившуюся в годы Второй Мировой. Из-за огромных габаритов, могла применяться только стратегическими бомбардировщиками Convair B-36, и после их списания в 1959 году, также была снята с вооружения ...
В конце Второй Мировой войны, союзниками был разработан ряд видов специфически противобункерного оружия, включая сверхтяжелые 5 и 10-тонные авиационные бомбы-«землетрясения». Эти бомбы рассчитывались на то, чтобы, падая с большой высоты, разгоняться до сверхзвуковой скорости, и заглубляться в грунт на 10-30 метров, детонируя под землей. При этом в грунте создавались мощные волны сжатия (эффект искусственного землетрясения), которые могли разрушить любые сооружения. Практика применения продемонстрировала, однако, что поражающая способность сверхтяжелых бомб против железобетонных подземных сооружений недостаточна, и успешное применение существующих систем требует значительного числа попаданий. Особенно это проявилось при бомбардировках бункеров баз подводных лодок, защищенных железобетонными крышами от 3 до 8 метров толщиной. Послевоенные испытания, проведенные на немецких бункерах в Гельголанде и в Бремене, продемонстрировали, что даже 10-тонные бомбы не в состоянии эффективно пробить толстую железобетонную крышу и разорваться внутри сооружения (что требовалось для гарантированного выведения из строя). В попытке решить эту проблему, американцы решили пойти по экстенсивному пути. В годы войны, англичанами были созданы 5-тонные бомбы «Tallboy» и 10-тонные бомбы «Grand Slam». Американцы же хотели создать бомбу, вдвое более тяжелую чем « Grand Slam ».
Бомба T-12 была разработана исходя из транспортировочных возможностей единственного самолета, способного ее нести — гигантского шестимоторного стратегического бомбардировщика Convair B-36. Изначально бомба должна была иметь вес не более 19000 кг, но в конечном результате вес ее превысил 20 тонн за счет усиления прочности корпуса авиабомбы. Конструкция авиабомбы принципиально не отличалась от «Grand Slam», будучи по сути дела ее вдвое увеличенной копией.Первый сброс бомбы был проведен в 1948 году с борта специально переоборудованного B-29. Многие конструкторы опасались, что внезапное высвобождение 20-тонной бомбы может привести к потере самолетом управляемости, или даже к разрушению конструкции, подвергнутой перегрузке, но эти опасения не оправдались. В дальнейшем, бомбы использовались с борта B-36. 29 января 1949 года, B-36 впервые поднялся в воздух одновременно с двумя сверхтяжелыми бомбами (с учетом особой конструкции бомбодержателей, общая масса боевой нагрузки превысила 43 тонны). Бомбы T-12 находились в арсеналах США с 1949 по 1958 год. Никакого участия в боевых действиях они не принимали. К середине 1950-х, общая ориентация военной отрасли США на тотальную ядерную войну привела к снижению интереса к сверхтяжелым конвенционным авиабомбам. Появление гораздо более компактных ядерных противобункерных бомб Mark-8 и Mark-12, весивших в 15 раз меньше сделало сверхтяжелые Т-12 устаревшими. Кроме того, единственным самолетом, способным носить Т-12, был уже сам по себе устаревший поршневой (в последних модификациях — поршнево-реактивный) B-36. Реактивные бомбардировщики Boeing B-47 Stratojet и Boeing B-52 Stratofortress обладали недостаточно крупными бомболюками и внутренними отсеками, и не могли использовать сверхтяжелые авиабомбы. В 1959 году, со списанием последних B-36, Т-12 также была снята с вооружения. 

Общий вес - 20100 кг, вес ВВ - 8000 кг, тип ВВ - торпекс.

Комментариев нет:

Отправить комментарий