После неудачного участия автомата Коробова ТКБ-408 в конкурсе 1946-1947 годов на новый 7,62-мм автомат для Советской Армии, талантливый советский конструктор Герман Александрович Коробов продолжил поиск новых решений по созданию более эффективного автоматического стрелкового оружия. В конце 1947 года Г.А. Коробов создает в Тульском ЦКБ-14 новый автомат ТКБ-454-43 (ТКБ – Тульское Конструкторское Бюро), впервые оснащенный системой газового торможения легкого свободного затвора, обеспечивавшей простоту конструкции, сокращение затрат при производстве и облегчение оружия ...
Несмотря на то, что в достаточно простом автомате ТКБ-454-43 отсутствовали газоотводный узел и узел жесткого запирания канала ствола, конструктору удалось добиться снижения усилия отдачи оружия почти в два раза, что значительно по отношению к автомату АК-47 повысило устойчивость при стрельбе непрерывным огнем из неустойчивых положений. Производственно-технические показатели оружия Коробова, многократно превышавшие аналогичные показатели штатного автомата Калашникова, привели к тому, что им заинтересовались в Министерстве оборонной промышленности СССР. Автомат Коробова прошел заводские испытания. Однако из-за сильной «загазованности» системы и в связи с возможностью создания более рациональной конструкции с использованием нового полусвободного затвора с рычажным торможением, работа над ТКБ-454-43 была прекращена.
В 1948 году появляется новая модель автомат Коробова – ТКБ-454-5. Его автоматика работала по принципу отдачи полусвободного затвора с рычажным сопровождением. Запирание в этом образце производилось массой стебля затвора через рычаг замедления, имевший два фигурных плеча, расположенных параллельно и соединенных друг с другом перемычкой. Плечи рычага замедления обеспечивали кинематическую связь между боевой личинкой и стеблем затвора, а перемычка служила для опоры боевой личинки во время выстрела. Нижние концы плеч рычага замедления упирались в боевой упор ствольной коробки, а верхние, более длинные, взаимодействовали с задней частью стебля затвора. Соотношение плеч рычага было подобрано таким образом, что смещению боевой личинки на 1 мм соответствовало смещение остова затвора на 3,5 мм. Для исключения отскока затвора имелся автоспуск, нейтрализовавший отскок стебля затвора в переднем положении для замедления темпа стрельбы. Наряду с этим отпирание канала ствола происходило очень мягко, поскольку стрелок первоначально испытывал только импульс отдачи от выстрела за счет полусвободного отпирания, и лишь затем на него накладывался импульс при ударе подвижных частей в крайнем заднем положении. Схему, использованную в ТКБ-454-5, Коробов последовательно совершенствовал в последующих модификациях автомата ТКБ-454 (ТКБ-454-6, ТКБ-454-7А).
В 1951 году он представил на полигонные испытания очередную модель автомата со схемой работы автоматики с полусвободным затвором. Принцип действия автоматики был основан:
- на разгрузке патронника канавками большого поперечного сечения, что обеспечивало раннюю и эффективную разгрузку патронника;
- на подпоре гильзы в патроннике во время выстрела свободной массой инерционного тела, действующего на гильзу не непосредственно, а через рычаг, что создавало необходимый подпор гильзы малой массой свободного инерционного тела.
Перед выстрелом части затвора находятся в крайнем переднем положении, а именно :
– боевая личинка с ударником и выбрасывателем опирается на пенек ствола;
–
рычаг находится в почти вертикальном положении, опираясь нижней кромкой
на упор перемычки ствольной коробки в ее средней части, шейкой на
боевую личинку, а верхними перьями воспринимает продольное давление
вперед от стебля затвора, подпираемого возвратной пружиной. При выстреле
давление от гильзы передается через боевую личинку на рычаг, который,
опираясь на упор коробки, поворачивается и отбрасывает стебель затвора
назад. За время разворота рычага давление в стволе падает до
атмосферного, а стебель затвора получает запас кинетической энергии,
достаточный для отката в крайнее заднее положение.
В целом
автомат Коробова отличался простотой конструкции и технологичностью
деталей (а, значит, и малой трудоемкостью и стоимостью), большая часть
которых изготовлялась методом холодной штамповки из листовой стали.
Отсутствие жесткого узла запирания не только устранило трудоемкие
операции по его отладке, но и разгрузило ствольную коробку, что
позволило существенно снизить массу автомата. Немаловажным экономическим
фактором стало использование без каких-либо дополнительных доделок
серийно выпускаемого магазина от АК-47. Однако полностью оценить автомат
Коробова по всем характеристикам не представилось возможным вследствие
низкой живучести муфты ствола. Дело в том, что основная часть
патронника, за исключением его задней части, была образована в стволе.
Ствол монтировался с натягом в муфте, которая образовывала нижние стенки
канавок и заднюю часть патронника длиной 8 мм.
В 1952 году на испытания был представлен доработанный автомат
ТКБ-454-7А. Проведенные на полигоне Главного Артиллерийского Управления
(ГАУ) оценочные испытания автомата ТКБ-454 показали, что его
конструктивные особенности позволяют по сравнению со штатным автоматом
АК-47:
• улучшить кучность стрельбы малоопытными стрелками в 1,3 - 1,9 раза;
• упростить конструкцию автомата и снизить трудоемкость изготовления в 2 раза;
• понизить вес автомата на 0,5 кг.
Вместе
с тем, при испытаниях были выявлены низкая служебная прочность многих
деталей и ряд конструктивных недоработок отдельных узлов, перечень
которых занял два листа.
В 1953 году ЦКБ-14 подало на испытания
доработанные автоматы Коробова. У этих автоматов патронник с канавками,
за исключением пульного входа, был сформирован в муфте ствола, упрочнены
практически все детали, а кадмирование подвижных частей (достаточно
дорогое и вредное производство) заменено фосфатированием.
К этому
времени в 1953 году ГАУ на основе положительных результатов работ,
достигнутых Коробовым на автомате ТКБ-454, выдает новые
тактико-технические требования (ТТТ) и организовывает
опытно-конструкторские работы по созданию нового унифицированного
стрелкового комплекса - легкого автомата и ручного пулемета под патрон
7.62х39 мм. Таким образом, испытания ТКБ-454 были проведены на
соответствие новым ТТТ.
Результаты испытаний показали
целесообразность большинства доработок автоматов. Однако при этом был
выявлен ряд особенностей, присущих примененной схеме автоматики:
• начальная скорость пуль в среднем на 38,5 м/с ниже, чем у АК-47 из-за наличия канавок в патроннике;
•
неравномерный темп стрельбы, как в нормальных, так и в ухудшенных
условиях эксплуатации, изменение, которого достигало 185 выстр/мин (в
три раза больше, чем у АК). Причина в специфической работе автоспуска
(конструктивная), выполняющего роль противоотскока стебля затвора и
замедлителя темпа стрельбы;
• стрельба очередями штатными холостыми патронами невозможна. Требуется разработка усиленного холостого патрона;
•
дульное пламя при стрельбе значительно больше по величине и
интенсивности, чем у АК (длина форса 200-250 мм против 30-40 мм), что
объясняется меньшей полнотой взрывчатого разложения пороха из-за
применения полусвободного затвора. Кривая давления в патроннике имеет
меньшее максимальное давление, большее время нарастания давления до
максимального, большее время действия давления до момента вылета пули.
Несмотря на очевидные недостатки системы используемой Коробовым, отмеченные два положительных момента - масса автомата ТКБ-454 почти на 0,5 кг меньше АК-47 и затраты в станко-часах примерно в 2,2 раза меньше, чем для АК-47 - несомненно, повлияли на окончательное заключение: «Для окончательного решения вопроса о необходимости продолжения дальнейшей работы над автоматом Коробова целесообразно изготовить небольшую серию (примерно 20 шт.) таких автоматов и подвергнуть их широким сравнительным испытаниям с автоматами Калашникова на курсах «Выстрел» в стрелковом тактическом комитете, на испытательном полигоне и длительной эксплуатации в войсках».
При этом была проведена научно исследовательская работа по исследованию автоматики автомата Коробова, обосновавшая практически невозможность создания безотказного образца по этой схеме. В результате автомат модели ТКБ-454 остался в разряде опытных образцов.
Однако Коробов продолжил отработку системы, в результате чего был разработан автомат ТКБ-517 (и пулемет), созданный на базе ТКБ-454, выступивший во второй половине 1950-х годов основным конкурентом системы Калашникова АКМ на конкурсе на новое автоматическое оружие советской армии.
Калибр, мм 7.62х39
Длина, мм 885
Вес с магазином, кг 3.65
Магазин, кол. патронов 30
Комментариев нет:
Отправить комментарий