21/01/24

Проект транспортного самолёта Boeing 750 (США. 1964 год).

В 1963 году ВВС США объявили конкурсную программу разработки тяжелого стратегического военно-транспортного самолета СХ-Х, рассчитанного на перевозку грузов массой до 82 тонн. С грузом массой 52 т самолет должен был иметь дальность полета (без заправки топливом в полете) более 9200 км. В требованиях особо оговаривалось, что это должны были быть неделимые грузы (например, танки или вертолеты) шириной 5,2 м и длиной до 30 м. Поскольку для погрузки подобных грузов через боковые двери не могло идти и речи, то все погрузочно-разгрузочные работы следовало выполнять через грузовые рампы, расположенные в носу или хвосте самолета ...
На начальном этапе рассматривались самолеты с шестью ТРДД тягой по 9 тс. Анализ проектов показал, что никаких преимуществ перед создававшимся в то время транспортным самолетом Локхид С-141 «Starlifter» шестидвигательные машины не имеют. Специалисты ВВС решили пересмотреть требования и в апреле 1964 г. появилась новая редакция требований к самолету CX-HLS (Cargo, Experimental — Heavy Logistics System) с четырьмя ТРДД тягой по 19-20 тс и уменьшенным расходом топлива. К середине мая 1964 г. предложения на конкурс по самолету CX-HLS подали фирмы «Боинг», «Локхид», «Дуглас», «Дженерал Дайнэмикс» и «Мартин Мариэтта». Проекты ТРДД поступили от фирм «Дженерал Электрик», «Пратт-Уитни» и «Кэртисс-Райт» и «Пратт-Уитни». После рассмотрения предложений для дальнейших работ были отобраны фирмы «Боинг», «Локхид», «Дуглас», «Дженерал Электрик» и «Пратт-Уитни».
Так как самолет CX-HLS должен был загружаться через носовую часть фюзеляжа, то грузовая дверь должна была находиться в том месте, где располагается кабина экипажа. Каждая фирма подошла к решению этой проблемы по-своему. В проекте фирмы «Дуглас» экипаж размещался в небольшом обтекателе, находившемся на верхней поверхности фюзеляжа перед крылом. Фирма «Локхид» усадила экипаж в кабину, находящуюся в передней части длинного гаргрота, проходящего по все длине верхней части фюзеляжа. Сквозь этот гаргрот проходили лонжероны центроплана крыла. «Боинг» выбрал нечто среднее: экипаж находился в каплевидном обтекателе наверху носовой части фюзеляжа; обтекатель заканчивался перед крылом. Все проекты имели передние (откидывающаяся носовая часть) и задние грузовые люки для возможности одновременной загрузки и разгрузки. В отличие от проекта Lockheed с Т-образным оперением, проекты фирм Boeing и Douglas имели обычное хвостовое оперение.
Конструкция Boeing Model 750 получила высокую оценку ВВС США, однако стоимость программы Lockheed GL-500 была меньше ($ 1,9 млрд. против $ 2,3 млрд.). 30 сентября 1965 г. победителем программы CX-HLS признали фирму «Локхид» с проектом самолета С-5А «Гэлакси», а контракт на силовую установку получила фирма «Дженерал Электрик» с двигателями TF39. Наработки по Model 750 Boeing использовал при создании первого широкофюзеляжного пассажирского лайнера Model 747, выпущенного в десяток раз большим тиражом, чем C-5 Galaxy. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий