03/01/24

Проект железнодорожного комплекса Mobile Minuteman с МБР Minuteman-1 (США. 1959 - 1962 год).

Сама идея перевозки и запуска ракет со специально оборудованных поездов появилась еще в конце пятидесятых годов. Более того, идея БЖРК была не только сформирована, но и отрабатывалась в рамках экспериментов. Первым в мире БЖРК могла стать американская система с ракетой Minuteman I. Первый испытательный запуск межконтинентальной ракеты LGM-30A Minuteman I состоялся 1 февраля 1961 года. Примерно за два года до этого события специалисты Стратегического командования ВВС США, компании Boeing и ряда других смежных организаций начали исследования по теме живучести стратегических ракет. Уже в середине пятидесятых годов стало ясно, что шахтные пусковые установки в случае начала ядерной войны станут целью для первого удара, в результате чего часть ракет будет выведена из строя. Потерю части «сухопутных» ракет можно было компенсировать при помощи вооружения подлодок. Тем не менее, требовалось обеспечить и гарантированное сохранение максимально возможной части ракет наземного базирования ...
В ходе мозгового штурма и проработки нескольких оригинальных идей американские инженеры пришли к выводу о больших перспективах ракетных комплексов на базе железнодорожных составов. В то время в США работали несколько железнодорожных сетей с общей протяженностью путей в десятки тысяч миль. Это позволило бы ракетным комплексам постоянно менять свое положение, уходя из-под возможного удара, а также в определенной мере могло увеличить их радиус действия за счет запуска ракет из различных районов страны. Выбор ракеты для перспективного комплекса не занял много времени. На тот момент продолжалась разработка ракеты LGM-30A, которая имела приемлемые габариты и вес. Полная длина этого изделия составляла 16,4 м, стартовый вес – 29,7 т. При таких параметрах ракета с пусковым устройством могла перевозиться в специальном железнодорожном вагоне. Несмотря на сравнительно малые габариты, ракета должна была иметь достаточно высокие характеристики дальности. Три ступени с твердотопливными двигателями обещали дальность до 9000-9200 км. Боевое оснащение ракеты предлагалось выполнить в виде термоядерного заряда. Для использования с мобильной железнодорожной платформой ракете требовалась новая система наведения, которую предполагалось разработать в ближайшем будущем.
12 февраля 1959 года состоялся официальный старт проекта, получившего название Mobile Minuteman (мобильный «Минитмен»). Военные, учитывая геополитическую обстановку, требовали провести все работы в кратчайшие сроки. Новый «ракетный поезд» должен был войти в строй не позднее января 1963 года. Таким образом, менее чем за три года требовалось провести весь комплекс исследований, разработать агрегаты пусковой установки и поезда в целом, а затем испытать новую систему вооружения и наладить ее производство. По имеющимся данным, в состав БЖРК Mobile Minuteman должны были входить 10 вагонов, половина из которых отдавалась под жилые помещения и рабочие места расчета. К примеру, командный пункт комплекса должен был оснащаться двумя рабочими местами офицеров, отвечающих за пуск ракет. Из соображений безопасности места расчета предлагалось разделить бронестеклом. В остальных вагонах должны были размещаться три пусковые установки с ракетами и специальное оборудование. В предварительном варианте проекта «Мобильный Minuteman» предусматривалось использование вагона с пусковой установкой, замаскированного под стандартный рефрижератор. По расчетам, полный вес такого вагона с ракетой должен был доходить до 127 тонн, из-за чего потребовалось использовать дополнительные колесные пары, снижающие нагрузку на пути. Внутри вагона планировалось поместить набор специального оборудования, обеспечивающего перевозку и запуск ракеты. Для гашений вибраций при движении вагон должен был нести систему гидравлических демпферов. При помощи гидравлических домкратов ракету предлагалось поднимать в вертикальное положение перед запуском и устанавливать на небольшом стартовом столе, размещенном прямо в вагоне. Ввиду отсутствия транспортно-пускового контейнера требовалось предусмотреть защиту внутренних агрегатов вагона от пламени ракетного двигателя. В планах американского военного ведомства было полномасштабное серийное строительство железнодорожных ракетных комплексов. Эксплуатировать такую технику должно было 4062-е стратегическое ракетное крыло (полк), сформированное приказом от 1 декабря 1960 года. Это подразделение должно было разместиться на авиабазе Хилл (г. Огден, штат Юта). 4062-е крыло состояло из трех эскадрилий, каждой из которых планировалось передать по 10 БЖРК Mobile Minuteman. Таким образом, единовременно можно было развернуть до 90 МБР «Минитмен-1» в железнодорожном варианте. По некоторым данным, со временем планировалось довести их количество до 150, оставив 450 ракет такого же типа в шахтных пусковых установках.
Операция Big Star. Создание перспективного боевого железнодорожного ракетного комплекса было связано с рядом специфических проблем и задач, которые требовалось решить в кратчайшие сроки. Для проверки предлагаемых идей в 1960 году Стратегическое командование ВВС и компания Boeing начали серию испытаний, получившую название «операция Big Star» (по другим данным, Bright Star). В рамках этих работ планировалось построить несколько поездов-прототипов и провести их ходовые испытания на железных дорогах США. В общей сложности планировалось провести шесть этапов испытаний с использованием поездов различного состава. Кроме того, маршруты поездов-прототипов прокладывались по разным железным дорогам Соединенных Штатов. Таким образом, за несколько месяцев можно было провести весь комплекс необходимых исследований, проверить имеющиеся предложения и внести коррективы в предварительный проект. Интересен тот факт, что из операции «Большая звезда» не делали особой тайны. Все испытываемые составы ездили по стране без какой-либо маскировки, а провинциальная пресса постоянно сообщала о визите «ракетного поезда» в тот или иной город. Первый испытательный состав был сформирован на авиабазе Хилл в середине июня 1960 года. Состав из 14 вагонов различного назначения, среди которых был вагон с прототипом пусковой установки, отправился в путь 21 июня. До 27 июня поезд преодолел около 1100 миль по железным дорогам сетей Union Pacific, Western Pacific и Denver & Rio Grande. Второй поезд с измененным составом отправился в путь в начале июля того же года. Эта поездка продолжалась около 10 дней, за которые было пройдены 2300 миль. Точный маршрут неизвестен, но имеется информация о составе экипажа этого «ракетного поезда». Во втором этапе испытаний участвовали 31 военный и 11 гражданских специалистов. 26 июля с базы Хилл выехал третий испытательный поезд (13 вагонов), в который включили обновленный вагон-прототип пусковой установки. Для проверки системы гашения вибрации в вагон погрузили массогабаритный имитатор ракеты LGM-30A, выполненный из металла и заполненный песком. Кроме того, к поезду подцепили платформу с контейнером, в котором находился твердотопливный ракетный двигатель. Таким способом планировалось проверить воздействие вибрационных и других нагрузок на ракетное топливо. За две недели третий поезд преодолел около 3000 миль по дорогам семи сетей. Экипаж поезда состоял из 35 военных и 13 гражданских специалистов. В августе состоялся последний испытательный выезд на железнодорожные сети страны. По продолжительности и составу поезда четвертые испытания были похожи на третьи. В них, как и несколькими днями ранее, проверяли систему гашения вибраций и воздействие возникающих нагрузок на заряд твердого топлива, а также работу различных систем связи и управления. 7 августа 1960 года поезд-прототип БЖРК Mobile Minuteman вернулся на базу Хилл. В ходе четырех рейсов удалось выполнить всю программу испытаний, в результате чего, вместо проведения двух дополнительных выездов, специалисты смогли сосредоточиться на других исследовательских и конструкторских работах.
Конец проекта. 13 декабря 1960 года компания Boeing завершила сборку полноразмерного макета перспективного «ракетного поезда». Макет предполагалось показать военным и получить одобрение на строительство полноценного прототипа со всеми необходимыми системами. Таким образом, уже в 1961 году проект Mobile Minuteman мог перейти в стадию полноценных ходовых испытаний и тестовых запусков. Технический облик перспективного БЖРК к этому времени претерпел некоторые изменения в сравнении с ранними версиями, однако в его основе лежали прежние идеи, касавшиеся общей архитектуры комплекса, вооружения и методик применения. Однако уже 14 декабря поступил приказ приостановить все работы. В ходе испытаний стало ясно, что в предлагаемом виде новый ракетный комплекс имеет как плюсы, так и минусы. Кроме того, активное развитие ракетной техники и ядерных сил в целом сказывались на ходе перспективных проектов. Официально причиной остановки проекта была объявлена его высокая стоимость. За почти два года проект Mobile Minuteman «съел» несколько десятков миллионов долларов, а дальнейшие работы должны были привести к дополнительным тратам. В итоге проект сочли слишком дорогим и остановили. Вторым ударом по разработке американского БЖРК стал приказ президента США Джона Ф. Кеннеди от 28 марта 1961 года. В соответствии с этим документом стратегические ядерные силы требовалось усилить не новым крылом, вооруженным «ракетными поездами», а подразделением с ракетами шахтного базирования. Последним документом в судьбе проекта «Мобильный Minuteman» стал приказ министра обороны Роберта Макнамары. 7 декабря 1961 года глава военного ведомства распорядился окончательно прекратить все работы по боевому железнодорожному ракетному комплексу со специальной версией ракеты LGM-30A Minuteman I. В дальнейшем это оружие использовалось только с шахтными пусковыми установками. Разработка предварительного проекта, испытания и последующие работы позволили установить положительные и отрицательные особенности оригинального предложения. К плюсам комплекса Mobile Minuteman отнесли высочайшую мобильность пусковых установок, способных перемещаться по множеству существующих железных дорог, и высокую вероятность выживания в случае начала ядерного конфликта. Кроме того, плюсом считалось отсутствие необходимости разработки полностью новой ракеты. В составе нового БЖРК предполагалось использовать модификацию изделия LGM-30A с обновленной системой наведения, способной выводить ракету на указанную цель из любой точки территории США. Тем не менее, хватало и минусов. Главный – высокая стоимость разработки и строительства комплексов. Именно этот недостаток в итоге привел к закрытию проекта. Большие сложности были связаны с подготовкой ракеты к пуску. После выхода на стартовую позицию требовалось начать сложную и длительную процедуру подготовки. В частности, необходимо было с высокой точностью определить координаты поезда и ввести обновленную полетную программу в электронику ракеты, что серьезно затрудняло боевую работу в условиях реального конфликта. Эксплуатация серийных «ракетных поездов» могла быть связана с некоторыми затруднениями логистического и юридического характера. Сравнительно большой вес (127 т) вагона с пусковой установкой накладывал определенные ограничения на выбор маршрута, который требовалось составлять с учетом состояния железнодорожных путей. Кроме того, из-за отсутствия единой компании, содержащей и эксплуатирующей все железные дороги страны, могли возникнуть определенные затруднения с выходом БЖРК на некоторые сети или переход с одной сети на другую. В результате сравнения преимущества перспективного ракетного комплекса не смогли перевесить имеющиеся недостатки. Военные сочли БЖРК Mobile Minuteman слишком дорогим и поэтому не имеющим преимуществ перед существующими шахтными системами. Проект закрыли, но идея не затерялась в архивах. В конце шестидесятых годов свой БЖРК начали делать в Советском Союзе, а в середине восьмидесятых появился второй аналогичный проект американской разработки.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий