15/03/24

Опытные истребители SAI-Ambrosini SAI-107 / SAI-207 / SAI-403 (Италия. 1940 / 1942 / 1943 год).

Успех тренировочного самолёта SAI 7 был для фирмы SAI Ambrosini вполне ожидаем. Даже несмотря на то, что серийное производство этого самолёта затягивалось на неопределенное время, появилась идея создать на его основе полноценный легкий истребитель. Задача перед итальянскими конструкторами стояла тяжелая - если вспомнить, то родоначальников этого дела, французов, до стадии серийного производства удалось довести только CR.714, да и тот на вооружении продержался около года. Тем не менее, итальянцы справились успешно. В конце 1930-х годов инженер Сержио Стефанутти (Sergio Stefanutti) один из конструкторов фирмы Societa Aeronautica Italiana (SAI) Ambrosini предложил проект скоростного истребителя созданного на базе учебно-тренировочного самолета SAI S.7. В целях упрощения производства и удешевления самолета вся конструкция нового истребителя была целиком изготовлена из дерева ...
У тренировочного самолета был переработан фюзеляж, установлен новый 350-сильный двигатель Isotta-Fraschini "Gamma" RC.35 IS с двухлопастным винтом и проведены другие изменения, хотя в целом конструкция осталась прежней. Вооружение самолета оставляло желать лучшего - на нем был установлен всего один 7.7-мм пулемет Breda-SAFAT. Первый прототип истребителя имел необычный вид, который придавало ему лобовое стекло тянущееся до двигателя. Согласно задумке Сержио Стефанутти такое решение должно было значительно улучшить аэродинамические качества самолета. Однако уже первый полет показал, что оно очень плохо сказалось на обзоре из кабины пилота. В срочном порядке остекление кабины переделали, приведя его к более привычному виду.
В доработанном виде самолёт получил обозначение SAI 107 и был впервые облетан в начале 1942 года. В таком виде самолет был передан в Экспериментальный центр Guidonia. После испытаний военные рекомендовали фирме доработать самолет и усилить его вооружение. В результате был получен более совершенный образец - SAI 207.
Размах крыла, м 9.00
Длина, м 8.00
Высота, м 2.40
Площадь крыла, кв.м 13.10
Масса, кг
пустого самолета 1280
нормальная взлетная 1600
Тип двигателя 1 ПД Isotta-Fraschini Gamma R.C.35-I
Мощность, л.с. 1 х 515
Максимальная скорость , км/ч 500
Крейсерская скорость , км/ч 425
Практическая дальность, км 800
Практический потолок, м 9900
Экипаж, чел. 1
Вооружение: один 7.7-мм пулемет Breda-SAFAT
 
Характеристики истребителя SAI 107 были вполне обнадеживающими и не дожидаясь завершения испытаний ВВС Италии заказали для оценочных тестов два прототипа новой модификации истребителя SAI 207. Первый опытный образец (номер ММ.441), оснащенный двигателем Isotta Frascini "Delta" RC.35 (705 л.с.) поднялся в воздух в начале 1942 года с аэродрома Кастильоне дель Лаго. Управлял самолётом пилот Марио Фачиоли. На испытаниях SAI 207 показал просто впечатляющие показатели - его максимальная скорость доходила до 630-640 км/ч, а потолок достигал 12000 метров. По заявлению пилота на пикировании скорость могла достигать почти 960 км/ч, хотя более реальным будет официально зафиксированный показатель 750 км/ч! Столь внушительные ТТХ оказали огромное влияние на командование ВВС. Скоростной SAI.207 отлично подходил на роль скоростного перехватчика, особенно если учитывать факт возрастающей мощи союзной авиации. Жизнь первого прототипа и его лётчика трагически оборвалась 5 декабря 1943 года - самолёт был разбит в аварии и похоронил под обломками Марио Фаччиоли.
Авария прервала испытательный цикл почти на целый год и второй прототип (ММ.442) поднялся в воздух только весной 1942 года. Этот образец отличался полным комплектом вооружения (два 12,7-мм и два 7,7-мм пулемета) и более мощном двигателем "Delta" RC.40. Данные полученные двумя годами ранее были подтверждены и среди своей категории истребителей SAI.207 был признан лучшим.
ВВС Италии без промедления заказали установочную партию из 12 самолётов (номера ММ.8425 - ММ.8436), построенную между мартом и июнем 1943 года. Для проведения первого этапа войсковых испытаний выбрали 83a Squadriglia из состава 18o Gruppo CT. 3o Stormo CT. Первые истребители начали поступать с 1 июня 1943 года и оставались там до сентября. Затем шесть SAI 207 перевели в 162a и 163a Squadriglia 161o Gruppo CT. Все они не смогли сразу взлететь, так как требовали ремонта - их деревянные части фюзеляжа и крыльев пострадали во время перевозки. Мнения пилотов, летавших на SAI.207, были положительными (хотя не все доверяли полностью деревянной машине), только проверить в боевых условиях истребитель не удалось - у руководства Regia Aeronautica уже созрели планы крупномасштабного производства улучшенной модификации истребителя SAI 403, получивший также звучное имя "Dardo" ("Стрела").
Только два самолета (MM.8425 и 8433) перелетев на юг приняли участие в боях. Еще два самолета были разобраны и упакованы для дальней перевозки, по непроверенным данным заказчиком была Япония. На этом история самолета завершилась, большая часть машин была разобрана в 1946 году. 
 
Размах крыла, м 9.00
Длина, м 8.02
Высота, м 2.40
Площадь крыла, кв.м 13.90
Масса, кг
пустого самолета 1750
нормальная взлетная 2415
Тип двигателя 1 ПД Isotta-Fraschini Delta RC40
Мощность, л.с. 1 х 750
Максимальная скорость , км/ч 625
Крейсерская скорость , км/ч 504
Практическая дальность, км 850
Максимальная скороподъемность, м/мин 800
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел. 1
Вооружение : два 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT (по 175 патронов) и два пулемёта 7,7-мм (по 350 патронов)
 
Проект SAI 403 был представлен в начале 1942 года. Отличиями от SAI 207 был несколько видоизмененный фюзеляж и хвостовое оперение, крыло большей площади, а также новый двигатель Isotta-Fraschini "Delta" RC.21/60 с 3-лопастным винтом фирмы Piaggio постоянного шага. Конструкция самолёта было максимально адаптирована для серийного выпуска. Что касается ТТХ, то SAI-Ambrosini обещала ещё больший прирост в скорости при сохранении прежних лётных качеств, что подтвердилось впоследствии испытаниями прототипа. Первоначально итальянское министерство авиации заказало 2000 серийных экземпляров SAI 207, но в январе 1943 года планы поменялись в сторону налаживания производства 3000 SAI 403. Заказы распределились следующим образом: SAI-Ambrosini - 800, Caproni - 1000, SIAI - 1200 самолётов. 
 
 
 
Было разработано несколько вариантов истребителя :

"Dardo"A - истребитель-перехватчик вооруженный двумя синхронными 12,7-мм пулеметами Breda-SAFAT с 350 патронами на ствол и взлётной массой 2478 кг.

"Dardo"B - истребитель с усиленным вооружением, состоящим из двух 15-мм пулеметов Mauser MG 151\15 в фюзеляже и двух 20-мм пушек MG 151\20 в крыле, предполагалась подвеска двух 150-литровых ПТБ.

"Dardo"C - легкий дальний истребитель, в состав вооружения могли входить два пулемета в крыле с возможностью подвески двух 150-литровых ПТБ под крылом, самолёт имел проектную дальность до 2230 км.
 
Этим грандиозным планам сбыться было не суждено. Первый прототип SAI 403 (в связи с большой неразберихой он даже не получил регистрационного номера, хотя другие источники утверждают что он имел номер - MM.518), выполненный в варианте В, построили к концу 1942 года и облетали в январе 1943 г. Самолёт продемонстрировали немецким представителям, которые присутствовали при испытаниях, и несколько пилотов Luftwaffe опробовали его в полёте. На SAI 403 сделал несколько полетов японский пилот, который в то же время пребывал в Германии. Первые полеты показали, что новые крылья оказались недоработанными - благодаря им самолет стал более маневренный, однако они же создавали на больших скоростях неприятную вибрацию, ставшую причиной катастрофы самолета.
Несмотря на это как и в случае с SAI 207 лётчики-испытатели были практически единодушны во мнении срочно - истребитель нужно срочно запускать в серийное производство. Особенно итальянским союзникам понравился тот, факт, что при выпуске SAI 403 не требовалось использование стратегически важных материалов, поскольку конструкция истребителя была большей частью деревянной и могла при этом выдерживать значительные перегрузки. Летом 1943 года SAI-Ambrosini практически оформила договоренности на лицензионный выпуск SAI 403 на заводах фирмы Heinkel в Германии и Mitsubishi в Японии, однако в сентябре всё пошло прахом. Подписав перемирие с союзниками новое итальянское правительство фактически раскололо страну надвое. Быстро усвоив ситуацию, немецкое командование в течении нескольких дней разоружило итальянскую армию и перегнало в Германию абсолютно большую часть оставшихся на оккупированной территории самолёты. Не избежал этой участи и SAI-403, находившийся на аэродроме в Северной Италии. Немцы продолжили его испытания, но уже в собственном испытательном центре, где с 1944 года следы истребителя теряются. По всей вероятности он мог быть уничтожен в результате очередного налета союзников.
Что касается серийного производства SAI 403, то на этот счет нет единого мнения. Можно конечно предположить, что до капитуляции была заложена небольшая серия истребителей, причем некоторые западные историки склонны доводить количество собранных самолётов до 50 (как в случае с немецким Та-154 - его серийный выпуск составил 21 экземпляр включая прототипы, но есть утверждения о том, что их количество было доведено до 40-50). И все же, даже если это так, то нет никакой информации подтверждающей их использование или, хотя бы, испытания.
 
Размах крыла, м 9.80
Длина, м 8.20
Высота, м 2.90
Площадь крыла, кв.м 14.42
Масса, кг
пустого самолета 1983
нормальная взлетная 2640
Тип двигателя 1 ПД Isotta-Fraschini R.C.21/60
Мощность, л.с. 1 х 750
Максимальная скорость , км/ч 648
Крейсерская скорость , км/ч 512
Практическая дальность, км 937
Максимальная скороподъемность, м/мин 952
Практический потолок, м 9800
Экипаж, чел. 1
Вооружение : две 20-мм пушки Mauser MG 151/20 (200 патронов) и два 12.7-мм пулемета Breda-SAFAT (200 патронов)
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий