20/05/24

Программа "Senior Citizen" (США. 1992 - 1995 год).

За любой сферой человеческой жизни следует мифология, какую область деятельности не возьми, даже самую научно продвинутую - у неё будут свои хотя бы маленькие мифы. Не осталось в стороне конечно и авиация. И заслуженным чемпионом, обогнав даже Третий Рейх, несомненно является США. Общее недоверие к правительству, свойственное менталитету типичного американца, заставляет из каждого секретного проекта раздувать заговор. А так называемых "чёрных проектов" у США и правда не мало. Наверно наиболее известна из них гиперзвуковая "Аврора", но и остальные достойны упоминания. Например, программа "Senior Citizen". Легенда гласит, что это специальный транспорт для самых секретных подразделений правительства США, отвечающих за охрану самых страшных тайн. Абсолютно невидимый для радаров, и возможно невидимый в световом диапазоне, бесшумный, он может доставить группу зачистки со сверхзвуковой скоростью в любое место земного шара и высадить их в любой точке, благодаря вертикальной посадке. Давайте разберёмся ...
Как уже говорилось в статье "Программа SOFTA", в начале 1990-х годов перед Армией и ВВС США встала задача создания специального транспортного самолёта, способного абсолютно незаметно доставить группу спецназа к цели, игнорируя ПВО. После проработки вопросами силами малых фирм, в 1992 году было решено обратится с заданием на создание транспортного стелс-СВВП к крупным фирмам. На основе ранних проектов были доработаны требования. Повысился требуемый уровень незаметности, могли быть использованы только турбореактивные двигатели. Требования к грузоподъёмности сохранились те же: 12 спецназовцев и 200 килограмм снаряжения на одного человека. Как у любой сверхсекретной программы в названии использовалось слово Senior - Senior Citizen. К сожалению, если ранние программы вроде SOFTA уже достаточно рассекречены и о них можно говорить подробно, то Senior Citizen и сейчас секретна, а скудную информацию к размышлению мы получаем из немногих рассекреченных документов и сливов информации в прессу.
Известно, что в конкурсе принимали участие : USAF Wright Laboratory, Northrop, Boeing, Lockheed. 

Wright Laboratory официально в конкурсе 1992-93 годов не участвовала и выступала в роли одного из арбитров. Для лучшего понимания вопроса специалисты Wright Laboratory сами разработали несколько проектов стелс-транспорта для спецназа. В случае неудачи остальных конкурсантов эти проекты могли быть переданы одной из фирм для дальнейшей доработки. Все проекты использовали турбореактивные двигатели, тяга с которых или использовалась для зависания или передавалась на винты в кольцевых каналах. Все проекты выполнены по схеме "летающее крыло".

Проект Northrop наиболее интересен историей его появления на публике. В 1995 году один из уволенных сотрудников Northrop, сохранивший свою анонимность, предоставил прессе рисунки сверхсекретного самолёта, в разработке и постройке которого он участвовал. Это был стелс-транспорт для войск специального назначения, способный к вертикальному взлёту и посадке. По словам уволенного сотрудника - был построен минимум один прототип. Стоит ли доверять его словам и рисункам? Сложно сказать. В его рассказе эта программа впервые была названа Senior Citizen, что в будущем было подтверждено источниками уже заслуживающими доверие, но это не аргумент в пользу полной достоверности его слов. Но, к сожалению, ничего более о проекте Northrop не известно.
Lockheed как обычно привлёк к разработке Skunk Works. Финальный проект представлял собой летающее крыло с шестью турбореактивными двигателями, которые и использовались как маршевые и могли передавать тягу на винты в кольцевых каналах. Каналы с винтами могли закрываться для лучшей аэродинамики. О ранних же вариантах, которых "скунсами" было разработано около 20, практически нет никакой информации.
Главной особенностью проекта от Boeing было размещение десантников в сбрасываемой транспортной капсуле. При погрузке сначала десант размещался в капсуле, потом её вставляли в транспортный самолёт, при десантировании сбрасывалась вся капсула. Не очень понятно, как при таком концепте осуществлялась эвакуации отряда после выполнения миссии. Как и в других проектах, маршевые турбореактивные двигатели передавали тягу на винты в кольцевых каналах, расположенных в крыле и в носу.
На этом документально подтверждённая часть истории «Senior Citizen» заканчивается. Более никаких серьезных документов, говорящих о судьбе этого проекта нет. Был ли он построен, как утверждает "аноним" работавший в Northrop? Сложно сказать. Но есть несколько моментов. на которые я бы хотел обратить внимание. Как уже мог заметить достаточно внимательный читатель, проекты Boeing и Lockheed освещены. хоть и частично, в их отчётах, оформлены патенты. В то время, какая либо достоверная информация о проекте Northrop, хотя его участие в этом проекте подтверждено, отсутствует. Может ли это означать, что именно проект от Northrop продвинулся дальше всего, и потому секретность с него не снята даже частично?
Ещё один интересный момент - в середине 2000-х один из тест-пилотов Northrop похвастался своими значками, за участие в различных испытательных программах. Один из них относился к успешному завершению испытаний программы Northrop Ninja. Давать какие-то комментарии по поводу этого значка он отказался.
 
Немного красивой конспирологии : одно из значений слова «senior» - «вышестоящий». И вот как раз здесь название скорее всего говорящее, потому что это тонкий намёк противнику. Такие вещи имеет смысл секретить лишь в деталях, но о существовании такого оружия противник должен быть проинформирован, чтобы быть мягче и доступнее к переговорам. Это бренд. Дело в том, что здесь не что иное, как транспорт для группы ликвидации верховного командования противника. Отсюда и вероятная невозвращаемость, потому что группа либо уничтожается при попытке диверсии, либо успешно выполняет задание, после чего война заканчивается. Таких аппаратов требуются считанные единицы.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий