23/07/24

Белые пятна в истории самолёта Martin P6M "Sea Master" (США).

В истории почти любого самолёта, ракеты, танка и других видов оружия и военной техники всегда есть так называемые "белые пятна", то есть нереализованные (но планировавшиеся) возможности , не публиковавшиеся ранее этапы истории, недосказанное и не сделанное. И у гидросамолёта-бомбардировщика Martin P6M "Sea Master" такое есть. Этим материалом некоторые (но далеко не все) белые пятна его истории мы откроем (или закроем?). 
 
1) Проект бомбардировщика-гидросамолёта на основе конструкции перспективного тактического бомбардировщика Martin ХВ-51. Вариант с выдвижным водными лыжами для глиссирования на взлёте и посадке ...
2) Конкурент «Си Мастера». Convair Model 52. Martin Model 275 (будущий «Си Мастер») и Convair Model 52 были достаточно похожи друг на друга. И тот, и тот являлись летающими лодками с вспомогательными поплавками на законцовках крыла. Оба самолёта были высокопланами со стреловидным крылом. Четыре реактивных двигателя размещались в гондолах по два у корня крыла. На Model 275 предполагалось ставить перспективные двигатели Pratt & Whitney J75, на Model 52 предназначались уже существующие Wright YJ67, являвшиеся доработанной лицензионной копией британских Bristol Olympus 1/2А.
Самым заметным отличием было расположение гондол — на проекте Martin они размещались над крылом со сдвигом назад, что должно было экранировать их от попадания брызг, в Convair же сделали ставку на обычное размещение, проблема брызг же решалась специальной конструкцией воздуховодных каналов. Одинаковым был также экипаж из 5 человек и внутреннее устройство. Даже знаменитая «особенность» будущего P6M, когда катапультируемые кресла были только у пилотов, присутствовала и на проекте Convair. В различия можно было записать и разную конструкцию кабины, чуть больший вес у Model 52 и отличающиеся конструкции бомбового/минного отсека. Обе фирмы использовали необычные передовые конструкции для обеспечения контролируемой и скоростной постановки мин, в Martin была выбрана роторная конструкция, в Convair конвейерная. Объяснить подобное сходство самолётов вероятнее всего можно тем, что обе фирмы работали в плотном контакте с Бюро аэронавтики, которое и влияло на проекты. Осенью 1952 оба проекта были представлены заказчику.
 
3) Более поздняя облегчённая околозвуковая версия «Си Мастера», представленная в 1968 году.
4) Важным и перспективным направлением развития Р6М было повышение его живучести. Первоначально флот предполагал, что Seamaster станет переходной машиной перед более совершенным сверхзвуковым гидросамолётом-бомбардировщиком, который выйдет на испытания уже в конце 1950-х годов. Но его создание оказалась крайне непростой задачей, и было ясно, что поставленных целей может не получиться достичь и в середине 1960-х, а, значит, Р6М мог надолго стать основным гидросамолётом-бомбардировщиком Флота. Если для начала 1950-х его характеристики были ещё вполне «на уровне», то уже к концу десятилетия Seamaster значительно проигрывал новым сверхзвуковым истребителям и был для них лёгкой мишенью. Исправить это, по задумке инженеров из Martin, должно было качественное усиление оборонительного вооружения и электронного оснащения самолёта. Вместо двух 20-мм автоматических пушек в хвосте должна была появиться пусковая установка ракет «воздух-воздух», а также целый комплекс различной электроники.
Согласно требованиям, выдвинутым Бюро аэронавтики, на Р6М предполагалось установить систему обнаружения и отслеживания целей в задней полусфере самолёта, систему постановки помех против радаров S- и Х-диапазона, а также УКВ-радаров, систему обнаружения облучения радаром, а также систему автоматической постановки помех (тепловых ловушек) против ракет с инфракрасной головкой самонаведения. Основным средством активной защиты от истребителей должна была стать пусковая установка на четыре ракеты «воздух-воздух» с полуактивной системой наведения. Они должны были поражать цели типа «истребитель» в лоб на скорости M=2 на расстоянии до 9000 метров. Сектор захвата цели в задней полусфере составлял 160° по горизонтали и 60° по вертикали. В целом вся будущая система получила наименование Bomber Defense Missile (BDM). Интересно, что в то же время шли работы над очень схожим по задачам проектом оборонительной ракеты Lenticular Defense Missile, также известной как Pye Wacket, для стратегического сверхзвукового бомбардировщика ХВ-70. Судя по всему, из-за разницы в условиях применения эти проекты если и пересекались, то минимально. Всего в проекте BDM приняло участие девять фирм: Bendix, Grumman, Motorola, Avion, Sperry, Emerson, Westinghouse, Admiral и Solar. Каждая из них представила как свой собственный проект ракеты, так и полный набор электронных систем. Наиболее интересными можно назвать предложения от Emerson Electric и Westinghouse Electric, поскольку ими были предложены сферические ракеты с командной системой наведения. Такая форма и использование вспомогательных двигателей в теории позволяли сделать ракету максимально манёвренной, что было важно при поражении скоростных целей в лоб. К сожалению, в дальнейшем продувка макетов показала ошибочность такого решения на технологиях того периода. В итоге наиболее подходящим вариантом был назван проект Grumman Design 143 Bushfire, предполагавший наиболее продуманную конструкцию ракеты и специализированную роторную пусковую установку. Но в 1958 году его отправили на доработку из-за слишком большого веса всей системы. После окончания работ над Р6М все работы и по BDM также были свёрнуты.
 
4.1. Проект установки на Seamaster Р6М оборонительных ракет и системы наведения, предложенный фирмой «Grumman» в рамках проекта Design 143 Bushfire.
4.2. Проект оборонительной ракеты от фирмы «Admiral». Использование отделяемого бустера по мысли разработчиков позволило бы обеспечить ракете и хорошую дальность и неплохую манёвренность на завершающем этапе полёта.
4.3. Проект оборонительной ракеты от фирмы «Avion». Важное отличие от других проектов — наличие инфракрасной головки самонаведения.
4.4. Проект оборонительной ракеты от фирмы "Bendix". Использование крыльев-гребней малого удаления кажется достаточно спорным решением для того периода. При некотором увеличении дальности с большой вероятностью они значительно бы снизили маневренность ракеты.
4.5. Проект оборонительной сферической ракеты от фирмы «Emerson». Ещё одни плюсом такой конструкции была возможность использовать антенну большего диаметра, что снижало шанс потеря контроля над ракетой.
4.6. Проект оборонительной ракеты от фирмы «Motorola». Крайне необычная и местами даже архаичная конструкция. К сожалению каких-то подробностей о ней нет.
4.7. Проект оборонительной сферической ракеты от фирмы «Westinghouse». Хорошо показанная система управления ракеты в полёте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий