1) В марте 1918 года два инженера фирмы «Делайе» Луи-Гастон Сабате и Амеди-Пьер Варле подали заявку на патент на принципиально новый танк. Танки даже в 1918 году были все еще относительно новой техникой. Поэтому неудивительно, что в то время разные предложения по их совершенствованию буквально появлялись одно за другим. Но конструкция Сабате и Варле очень сильно отличалась от существовавших в то время танков времен Первой мировой войны ...
В их конструкции использовались собственные патенты «Делайе» на гусеницы, поданные в январе 1918 года. В них использовалась относительно обычная установка гусеничной ленты с ведущей звездочкой большого диаметра спереди и колесом такого же размера сзади, которое также использовалось для натяжения гусеницы. Между этими двумя колесами большого диаметра находились три маленьких колеса, являвшихся ходовыми катками. Менее обычной частью этой гусеничной системы было то, что над этими двумя большими колесами находился центральный поворотный узел крепления для всей гусеницы, позволяющий ей проворачиваться как одно целое, и на нем же была ведущая звездочка для цепи, которая, в свою очередь, приводила в движение переднюю звездочку.
Данная конструкция была более чем пригодна для военных целей. Поскольку оснащенные таким движителем машины имели бы более высокую степень проходимости, чем те, у которых были обычные гусеницы от трактора «Холт». Ну, а то, что гусеницы поворачивались вокруг этой своей центральной оси, гарантировало, что они всегда будут иметь наилучшее сцепление с землей. А значит, и возможность преодолевать самые сложные препятствия. Но самое интересное, что еще в июле 1917 года инженер Сабате без участия Варле подал заявку на патент на транспортное средство для перемещения по полю боя штурмовой артиллерии. По сути дела, это была одна из первых конструкций передвижного моста, позволяющего форсировать встретившиеся на поле боя препятствия и, прежде всего, овраги.
Но тут в голову инженерам пришла мысль о том, что сочетание идеи 1917 года с патентами 1918 года и комбинации многоугольного колеса и гусеничного хода может привести к еще более впечатляющим результатам. И так оно и оказалось. Их усилиями появилось совершенно неортодоксальное треугольное гусеничное колесо. Хотя внешне конструкция этого колеса и кажется очень сложной, на самом деле она относительно проста.
Как и в оригинальных патентах от января 1918 года, гусеницу, обегавшую все три ведущие колеса, вращал расположенный по центру рамы этих колес вал, причем через три паразитарные шестерни. На самом валу была насажена ведущая звездочка, закрепленная между «сэндвичем» из двух больших треугольных пластин, на которых по углам крепились колеса с приводом от паразитарных шестерней. На ровной поверхности машина двигалась на колесах-гусеницах, как обычный танк или трактор. Но на рыхлом грунте (или же, встретив препятствие) они проворачивались и начинали крутиться как одно целое. Такое устройство позволяло легко двигаться по неровной и пересеченной местности, а также преодолевать траншеи и вертикальные стенки. Поэтому следующий шаг конструкторов был вполне логичным: соединив треугольный вездеходный движитель и подвижно сочлененный корпус, они в итоге смогли предложить танк принципиально новой конструкции.
Танк, получивший название «Armement des chars de guerre», представлял собой сочлененное двухсекционной шасси, каждая секция которого имела одинаковую форму и размер. Причем они обе могли довольно значительным образом смешаться относительно друг друга.
Между этими секциями находилась башня с вооружением, которая могла поворачиваться на 360 градусов и также перемещаться в вертикальной плоскости. Это позволяло ей иметь угол возвышения от 45 до 60 градусов, при угле снижения – 2 градуса вперед и назад. И таким образом обстреливать даже самолеты. Крепление вооружения было жестким, что было удобно, так как экономило место внутри башни. Дополнительное вооружение находилось внутри двух частей корпуса и включало в себя два пулемета. Следовательно, для экипажа каждой части корпуса требуется не меньше двух человек, включая одного водителя и одного стрелка. Если в башне будет еще как минимум 2 человека, то экипаж машины должен будет состоять не менее чем из 6 человек.
Каждая секция корпуса должна была иметь собственный двигатель и трансмиссию с приводом на два гусеничных агрегата. Если один из двигателей выходил из строя, танк все равно мог бы двигаться, хотя и с ограниченной подвижностью. Достоинства проекта были очевидны. Но поскольку война к тому времени, как на него были получены последние патенты, уже завершилась, то интереса к нему никто особо не проявил. Да, в общем-то, и был он довольно-таки сложным.
В любом случае, именно из-за сложности проект этого танка так никогда и не был реализован.
2) Поистине уникальный проект составного танка был создан французскими инженерами в межвоенный период. Ещё в 1918 году Амеде Варле (Amedee Varlet — главный конструктор фирмы Delahaye) предложил проект “гусеничной машины” которую можно было бы использовать в качестве «штурмового танка». В отличии от остальных подобных разработок Варле решил отказаться от обычной схемы. По его мнению, наилучшую проходимость по пересеченной местности могла обеспечить составная двухсекционная ходовая часть. Подробности о составе вооружения не сохранились.
Несколькими месяцами позже был разработан улучшенный вариант с двумя башнями. Между двумя секциями планировалось установить башню с одной пушкой, имевшую углы вертикального наклона от -2 до +60° и горизонтальное круговое вращение. Таким образом танк можно было использовать в качестве средства ПВО. В обеих секциях планировалось установить по два пулемета. Двигатель устанавливался в кормовой секции танка. Передняя секция, где находилось отделение управления, имела возможность разворота в горизонтальной плоскости почти на 90°. В то время построить столь оригинальный танк не удалось из-за высокой технической сложности.
Спустя почти 20 лет Варле вернулся к старому проекту, но уже на новом техническом уровне. В 1936 году проект был в значительной степени доработан. Для танка была спроектирована новая абсолютно оригинальная ходовая часть, а также специальная качающаяся установка для башни со значительно увеличенными углами вертикального наведения. Вооружение было существенно усилено за счет применения 47-мм пушки в башне и 75-мм пушки, которая устанавливалась вместо пулеметов в передней секции со смещением на правый борт. В сумме это позволило бы Char Varlet эффективно бороться не только с полевыми укреплениями, но и с бронетехникой противника. Экипаж танка, предположительно, мог состоять из 3-4 человек. Детально проработанная ходовая часть представляла собой равносторонний треугольник на концах которого находились основные колеса равного диаметра. Нижнее заднее колесо было ведущим, а вращающийся момент от двигателя передавался на него при помощи шестерен. На всех трех «гранях» было установлено по три дополнительных (натяжных) ролика.
Заложенные в танк Варле нетрадиционные технические решения, безусловно, имели право на существование. Дело оставалось за малым – реализовать проект в металле. Сделать это даже в 1937 года оказалось очень непросто, поэтому танк остался лишь в виде эскизов и единственного макета. К идее составного танка вернулись лишь после 2-й мировой войны. В 1970-е годы шведскими специалистами был разработан и построен экспериментальный танк UMEX 20, но дальше опытной стадии продвинуть этот проект не удалось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий