Это, конечно, из серии "а теперь со всем этим мы попытаемся взлететь", но тем не менее - такой проект был. Не секрет, что испанские бронетанковые войска считались совершенно несерьёзными для своего времени. В то время как другие страны, такие как США и Великобритания, модернизировали свои танковые силы, включая такие машины как M46 Patton или Centurion, не говоря уже о таких, как советские ИС-2 или ИС-3, испанская армия в лучшем случае располагала Panzer IV Ausf.H. Косме дель Бурго Лопес (Cosme del Burgo Lopez), автор патента «243484», прекрасно осознавал устаревшую ситуацию, в которой оказалась испанская армия. Понимая, что зависимость от возможностей оборонной промышленности других стран приведет только к тому, что Испания будет постоянно «плестись в хвосте», он взял на себя инициативу разработать серию танков, призванных обеспечить испанскую армию машинами, способными конкурировать с более современными аналогами ...
Что касается Cosme del Burgo, то об авторе известно очень мало. Предполагается, что он был выпускником военного учебного заведения примерно в 1931-1933 годах и проживал в Мадриде. Судя по всему, именно в этот период он начал проектировать собственные танки. Конструкция Carro de Combate CB nº1, по сути, была повторением конструкции, которую он разработал в 1930 году и представил генерал-лейтенанту Гонсало Кейпо де Льяно в 1931 году (которого обвинили в казни известного поэта Федерико Гарсиа Лорки). Косме дель Бурго также представил свои первоначальные проекты другим военным, таким как полковник Армандо Олмос Фернандес, который командовал Regimiento de Carros de Combate № 1 (1-й танковый полк) в Мадриде, и другим, в том числе капитану Ильдефонсо Баррена. К сожалению для автора, его проекты 1930 года в то время не рассматривались всерьез, что заставило его отказаться от этой идеи. Лишь в 1949 году он решил вернуться к своим проектам и возродить их.
Общая концепция этой конструкции вращается вокруг универсальности с возможностью адаптации к различным функциям, включая тяжелый танк, легкий танк или танкетку, в зависимости от его конфигурации. Эта адаптивность была достигнута в первую очередь за счет изменения вооружения, брони и габаритов. Масса машины составляла от 40 до 50 тонн, а его расчетные размеры составляли примерно 5,5 м в длину, 2,1 м в высоту и 3,4 м в ширину. Важно отметить, что эти размеры являются приблизительными и могут быть изменены в зависимости от предполагаемой роли.
Этот танк отличался от своих современников рядом уникальных особенностей. Его аэродинамическая форма была разработана специально для увеличения вероятности отклонения снаряда, повышая общую бронезащиту. Кроме того, машина имела сложную систему мобильности, включая амфибийные возможности и способность действовать без гусениц. Более того, включение специальных подвижных стержней с механическим приводом в передней и задней части корпуса, не изображенных на чертежах, улучшило мобильность машины, особенно в таких случаях, как случайное падение в канавы или кювет. Подводя итог, можно сказать, что этот проект был механически сложным и представлял собой потенциальную проблему для испанской промышленности, которая давно уже сталкивалась со значительными проблемами.
Одной из наиболее примечательных особенностей машины было разнообразное вооружение, включавшее в себя различные пулеметы (которые, хотя и не уточнялись, вероятно, могли быть пулеметами MG 13, учитывая вооружение Испании того времени), парой пушек с автоматическим заряжанием и даже огнеметы. Башня была оснащена двумя пушками с автоматом заряжания и дополнительной парой пулеметов. Предлагаемая компоновка должна была иметь спаренные пулеметы с автоматическими пушками. Однако в качестве альтернативной концепции некоторые чертежи включали внешнюю маску, которая позволяла пулеметам, расположенным рядом с пушками, функционировать независимо.
Что касается основного вооружения, точная модель пушек не уточняется. Питание этих пушек осуществлялось механической системой, подавшей боеприпасы к орудиям. По сути, снаряды к пушкам подавался из барабанного заряжающего механизма с помощью рукоятки механизма с ручным приводом, расположенного под башней. Угол места этих орудий составлял примерно от -12° до 50°, что позволяло в случае необходимости вести зенитный огонь.
В кормовой части башни в целях самообороны был установлен дополнительный пулемет. В передней части корпуса имелось четыре пулемета, расположенных в двух спаренных установках. Кроме того, внутри корпуса располагались два огнемета, конфигурация которых напоминала немецкий Flammpanzer II. Для работы с этим оружием требовалось два члена экипажа, каждому из которых было поручено управлять спаркой пулеметов, а также одним из огнеметов. Чрезмерное количество оружия создает ряд проблем. Во-первых, это увеличивает вес машины вместе с соответствующим боекомплектом, который в противном случае можно было бы использовать для других целей, например установки более мощного двигателя. Кроме того, боекомплект занимает внутреннее пространство, в результате чего внутри машины становится тесно, что может отрицательно сказаться на удобстве экипажа, что часто играет решающую роль, поскольку дискомфорт в боевых условиях ухудшает эффективность. Кроме того, управление машиной со столь разнообразным оружием становится более сложным для командира, а обилие боекомплекта повышает риск подрыва боеприпасов по сравнению с более простыми конструкциями.

Композитная броня Carro de Combate C.B. nº1 состояла из первичного слоя стали толщиной примерно 25 мм снаружи и вторичного слоя толщиной 15 мм внутри. Между этими двумя слоями оставалось пространство 150 мм для включения композитного материала. Эти значения толщины были приблизительными, так как толщина этих элементов менялась в зависимости от комплектации машины.
Что касается пространства между слоями, то для его заполнения можно использовать различные материалы. Одним из вариантов было залить его бетоном. Хотя это потенциально могло бы улучшить броню машины, это значительно увеличило бы вес машины по сравнению с использованием стальных пластин. Идея использования бетона в бронетехнике не была новой, поскольку есть примеры бронетехники времен Второй мировой войны, использующей этот подход.
Машина была оснащена дизельным горизонтальным V-образным двигателем мощностью около 300 л.с. (Всего-то?! Для такого веса?!) Двигатель, расположенный по традиционной компоновке в задней части, имел воздушное охлаждение, а трубка воздухозаборника, расположенная сверху для облегчения воздушного охлаждения, выходила наружу. Рядом с этой трубкой предполагалось разместить небольшую охлаждающую камеру и аспиратор для управления перегретым воздухом, направляя его наружу через выхлопную трубу. Доступ в моторный отсек для обслуживания или ремонта узлов обеспечивался через ряд люков, расположенных на крыше задней части машины.
В случае надобности машина могла бы передвигаться без гусениц, как и советские танки серии БТ. Вполне вероятно, что во время гражданской войны в Испании Косме дель Бурго наблюдал за БТ-5, который поставлялся республиканцам в ограниченном количестве, что вдохновило его включить эту особенность в свои конструкции. Для обеспечения движения без гусениц была использована альтернативная трансмиссия, передающая мощность непосредственно на задние опорные катки. Кроме того, машина была амфибией. Для обеспечения плавучести пространство между внешней и внутренней оболочкой было заполнено прессованной пробкой. Гребные винты позволяли машине двигаться по водоемам.
Большая проблема возникает с системой мобильности транспортного средства из-за ее сложности. Она включает в себя три системы передачи, что представляет собой серьезную проблему для производства, даже для промышленно развитой страны. Эта проблема усугубляется для Испании, поскольку ее промышленный сектор понес серьезный ущерб после Гражданской и Второй Мировой войны. Техническое обслуживание также будет представлять собой значительную сложность. Ремонт любой из трансмиссий будет сложной и дорогостоящей задачей, что еще больше усложнит содержание и техническое обслуживание.
Машина имела традиционную компоновку и состояла из пяти опорных катков с каждой стороны, звездочки и натяжного колеса, а также шести опорных катков возвратного действия. Примечательно, что внешние поверхности опорных катков были покрыты резиной, вероятно, для повышения комфорта и снижения шума во время движения. Хотя это не показано на чертеже сбоку, каждое опорное колесо было оснащено двумя системами подвески : торсионным комплектом и винтовой пружиной для каждого колеса. Эту систему подвески можно было точно настроить через ряд отверстий для доступа сверху корпуса.
По оценкам, для эксплуатации машины требовался экипаж из пяти человек : водитель, два пулеметчика, заряжающий и командир. Водитель располагался спереди и в центре. Он имел пару рычагов для маневрирования машины с гусеницами и руль для движения без гусениц. На приборной панели были часы, компас, манометр смазки двигателя, индикатор дизельного топлива и ряд цветных индикаторов, дающих инструкции водителю : белый для движения вперед, зеленый для поворота направо, желтый для поворота налево и красный для остановки. Эти индикаторы можно было активировать с помощью ряда кнопок, расположенных на башне. Дополнительно у водителя было два телефона для связи, по одному с каждой стороны. Операторы пулеметов (они же огнеметчики) располагались по бокам от механика-водителя, на одной высоте со спинкой сиденья механика-водителя. За этими сиденьями находился отсек для боеприпасов к пулеметам.
Carro de Combate CB nº3 представлял собой вариант Carro de Combate CB nº1, специально разработанный для использования в качестве самоходной зенитной машины. Хотя шасси осталось прежним, башня была полностью заменена для выполнения этой специализированной роли.
Башня Carro de Combate C.B. nº3 оснащена одной основной пушкой, скорее всего автоматической, в сопровождении четырех пулеметов, расположенных крестообразно внутри башни. Оригинальные корпусные пулеметы Carro de Combate CB nº1 остались без изменений.
Подводя итог, можно сказать, что идея Carro de Combate C.B. nº1 и его вариантов, включая Carro de Combate C.B. nº3, ознаменовала собой любопытную конструкцию в танкостроении за счет интеграции композитной брони, такой как бетон, и сложных систем мобильности. Однако конструкция машины не была лишена недостатков. Его чрезмерный набор вооружений создал бы проблемы с точки зрения эксплуатационной сложности, боезапаса, углов обстрела и полезности, в то время как его механическая сложность, включающая три системы передачи, создала бы серьезные препятствия для послевоенной Испании, имеющей промышленные ограничения.
Кроме того, он был бы чрезвычайно дорогостоящим, сложным в производстве и обслуживании, тяжелым и избыточным. Транспортное средство использовало бы одновременно только одну трансмиссию, а две другие были бы просто мертвым грузом. Кроме того, крайне сомнительно, что все это вооружение, боеприпасы, трансмиссия, оборудование, разнесенная броня и экипаж могли бы уместиться во внутреннем пространстве и удержать заявленный вес.
Несмотря на то, что инновационные разработки Cosme del Burgo не получили серьезного рассмотрения для дальнейшего технического развития, они подарили Испании один из самых любопытных и амбициозных проектов, связанных с бронетехникой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий