20/06/25

Опытный ударный вертолёт Harbin Z-21 (Китай. 2024 год).

1) Китай представил новый ударный вертолет Z-21 на базе многоцелевого предшественника Z-20. Новинка представляет собой своеобразный «микс» американского Black Hawk и российского Ми-28. Первый полет экспериментального прототипа новинки состоялся в январе 2024 года. Вертолет пока не оснащен вооружением, что не помешало ему пройти цикл испытаний с системами измерения и защиты от зенитных ракет. По ожиданиям, «двадцать первый» прирастет силовой установкой и некоторыми конструктивными элементами Z-20, которые призваны сделать его мощным дополнением к ударному вертолету НОАК Z-10 ...
Инженеры «поднебесной» создали специальную версию Z-20 в качестве “летающей лаборатории” для отработки технологий, применяемых в новом ударном вертолете Z-21. Начало испытаний «двадцать первого» может свидетельствовать о преодолении технологических барьеров, связанных с разработкой мощных турбовальных двигателей для тяжелых вертолетов. Учитывая , что основной ударный вертолет Китая Z-10 испытывает проблемы с силовой установкой при жарких температурах, создание похожей на российский Ми-28 винтокрылой машины Z-21 является стратегически важным для КНР.
 

2) Z-21, по-видимому, является развитием Z-20, который сам по себе вдохновлен американским Black Hawk. Эта разработка знаменует собой значительный шаг для Народно-освободительной армии (НОАК) в улучшении своих воздушных возможностей. Z-21 имеет заметное сходство с американским ударным вертолетом AH-64 Apache. Воздушное судно имеет ярко выраженные боковые обтекатели, идущие от носа к хвосту и напоминающие таковые на Apache. Несмотря на то, что Z-21 был создан на базе Z-20, его отличает оптимизированная для атаки конфигурация с более тонким фюзеляжем, приспособленным к тандемной двухместной компоновке, характерной для современных ударных вертолетов.
Примечательные особенности Z-21 включают усовершенствование систем самообороны и конструкцию, направленную на снижение инфракрасной заметности, в частности, за счет ориентации выхлопных труб двигателя вверх. Эти аспекты призваны повысить его живучесть на поле боя. Z-21 имеет ряд общих черт с AH-64, отражая сходство концепций ударных и боевых вертолетов. Оба вертолета имеют мощные силовые установки, хотя Z-21 отличается ориентацией выхлопных труб вверх для снижения тепловой заметности при стрельбе ракетами с инфракрасным наведением. Кабина Z-21, имеющая оптимизированную для боевых действий конфигурацию, напоминает усовершенствованное пилотское место вертолета AH-64, предназначенное для максимального улучшения обзора и повышения эффективности работы пилота. Оба воздушных судна имеют схожие заметные обтекатели и обладают мощным вооружением. Расположенные под воздухозаборниками двигателей укороченные крылья, предназначенные для размещения различного вооружения, подчеркивают универсальность и расширенные боевые возможности этих вертолетов. Эти сходства демонстрируют постоянную адаптацию и инновации в разработке военных вертолетов при сохранении проверенных элементов, повышающих оперативную эффективность.
Военные эксперты рассматривают Z-21 как ключевой фактор в потенциальных конфликтах с участием Тайваня или Индии, подчеркивая его способность действовать на больших высотах. Этот потенциал имеет решающее значение для операций в горной местности и может усилить наступательный потенциал Китая в этих регионах. Разработка Z-21 - результат сотрудничества нескольких предприятий китайской оборонной промышленности, включая Харбин и Чанхэ, а также 602-й научно-исследовательский институт. Эти партнерские отношения отражают комплексный подход Китая к развитию своего военного потенциала. Z-21 рассматривается как дополнение или даже потенциальная замена существующих в арсенале Китая ударных вертолетов, таких как Z-10, а его поступление на вооружение ожидается в ближайшие два-три года. Его появление подчеркивает продолжающиеся усилия Китая по модернизации и расширению своих вооруженных сил, особенно в условиях растущей региональной напряженности.
Выпуск этого видеоматериала позволяет получить редкий взгляд на программу тяжелых ударных вертолетов Китая. Поскольку страна продолжает инвестировать в модернизацию своих вооруженных сил, Z-21 может сыграть важную роль в будущих операциях НОАК. 
 

3) Китай уже давно стремится сократить технологический разрыв между своим вооружением с наиболее развитыми в военном отношении странами. Одна из областей, где Китай отставал – это тяжёлые боевые вертолёты, хотя и это уже история. В арсенале китайской военной авиации есть лёгкие и средние ударные вертолёты, как Z-10, но до сих пор в арсенале страны не было мощного, тяжёлого вертолёта, который мог бы конкурировать с AH-64 Apache.
Z-10 показал хорошие результаты, но, будучи средним вертолётом, он не мог сравниться с тяжёлым американским ударным вертолётом по времени работы, грузоподъёмности и универсальности, чтобы привнести на фронт совершенно иной разрушительный потенциал. Поэтому китайцы разработали Z-21, тяжёлый ударный вертолёт, эквивалентный американскому AH-64 Apache, дающий Народно-освободительной армии (НОАК) новый инструмент, способный выполнять более длительные миссии, нести больше вооружения и обеспечивать большую выживаемость в сложных условиях.
Чтобы понять значение Z-21 для Китая, стоит взглянуть на конструкционного вдохновителя, которым является AH-64 Apache. Разработанный в США в 1970-х годах и официально поступивший на вооружение в 1980-х, этот тяжёлый вертолёт установил новый стандарт для ударных вертолётов в армии США. Передовая авионика, впечатляющая броня и способность нести значительный арсенал, включая ракеты AGM-114 Hellfire и 30-мм пушку, сделали его одним из лидеров в своей категории. Это было подтверждено использованием во многих конфликтах, где он продемонстрировал свои возможности в ближней авиационной поддержке, противотанковых миссиях и боевых столкновениях «воздух-воздух». Китайский Z-21, как утверждается, является производной от Z-20 – вертолёта общего назначения, созданного на базе американского UH-60 Black Hawk. Однако это не просто модернизация: разрабатывая Z-21, китайские инженеры, по сути, превратили базу Z-20, изначально предназначенную для транспортировки войск и логистики, в более тяжеловооружённый ударный вертолёт.
В результате Z-21 способен нести больше оружия, чем его предшественник, и получит двухместную тандемную кабину, как у Apache. Это позволит лучше координировать действия пилота и наводчика, повышая тем самым эффективность боя. Мы пока не знаем всех подробностей о вертолёте Z-21, но уже известно, он будет отличаться самыми современными системами авионики и передовым вооружением, которое может включать тот же арсенал, что у Z-10, а именно ракеты с радиолокационным наведением AKD-21, ракеты CM-502KG или ракеты дальнего радиуса действия CM-501GA и CM-501XA. Таким образом, ударный вертолёт Z-21 представляет собой значительный шаг вперёд в развитии китайского военного потенциала, поскольку способен конкурировать с американским AH-64 Apache. Благодаря возможности нести больше оружия, дольше находиться в бою и действовать в сложных условиях, например, как в Тайване, Z-21 может стать ключевым компонентом будущей военной авиации и стратегии Китая.
Расчётные ТТХ : экипаж – 2 человека, силовая установка – два турбовальных двигателя мощностью по ??? л.с., максимальная скорость – 285 км/ч, крейсерская скорость – 250 км/ч, потолок – 6250 м, боевая дальность (при полной нагрузке) – 650 км, скороподъёмность – 726 м/мин, длина – 16 м, диаметр несущего винта – 13,35 м, высота – 3,86 м, вес пустого – 5200 кг, максимальный взлётный вес - 10000 кг, вооружение : 1 пушка 30-мм, управляемые и неуправляемые ракеты на четырёх узлах внешней подвески. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий